Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 12

- усиление возможностей лектора (методическое оснащение лекции);

- усиление технического оснащения лекций;

- использование более эффективных приемов чтения лекций (обзорная, проллемная, комплексная и др.).

XII. Для повышения педагогического мастерства лектора следует применять:

- предварительное прослушивание лекций и записи на магнитофоне или видеомагнитофоне;

- систематическое обсуждение содержания лекций на методических совещаниях кафедры;

- регулярное взаимоотношение лекций;

- выступление преподавателей с открытыми и показательными лекциями;

- проведение внутриинститутских конкурсов на “лучшую лекцию”;

- обсуждение на заседаниях советов илис межных кафедр научно-теоретических вопросов широкого значения, затрагивающих интересы различных кафедр и способствующих глубокому изучению материала лекционных курсов преподавателями.

XIII. Правила поведения перед аудиторией

                  (по А.А. Космодемьянскому)

1.Педантичная дисциплина преподавателя. Нужно полностью исключить всякого рода объектинвые причины (“особые” случаи), срывающие точность начала лекции или ее окончания. Лекция - святая святых, самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

2.Беспощадная требовательность к себе. Лектор всегда обязан иметь в виду технику записей на доске (их последовательность, хороший мел, влажная тряпка и пр.).

3.Литературность и строгость языка (избегать жаргонных словечек, канцелярских выражений, правльно расставлять ударения и т.п.).

4.Необходимость постоянно наблюдать за аудиторией и “чувствовать” ее.

5.Очень важный для учащихся вопрос: “А зачем это нужно?”

6.Не следует рассуждать о предметах, которые Вы плохо знаете.

7.Не нужно произносить поучений, в которые Вы сами не верите и в жизне не исполняете.

8.Не стоит рассказывать анекдотов, а “освежать аудиторию мудро, обогащая внутренний мир учащихся”.


СЕМИНАР И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

I. Семинар - это форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых учащиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Семинар - один из основных видов практических занятий, предназначение для углубленного изучения той или иной дисциплины применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

II. Дидактические цели семинара

а) семинар с целью сообщения новых знаний;

б) семинар с целью закрепления знаний;

в) семинар с целью проверки и цоенки знаний;

г) семинар с целью повторения пройденного материала.

III. Типы семинарских занятий:

- семинар, основная цель которого углубленное изучение определнного курса или раздела курса;

- семинар, предназначенный для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы;

- семинар исследовательского типа с тематикой, не зависящей от лекций, по отдельным частным вопросам науки.

IV. Виды семинара:

а) семинар-колоквиум;

б) семинар-дискуссия;

в) семинар-конференция;

г) семинар по обсуждению контрольных работ слушателей;

д) семинар по обсуждению письменных рефератов;

е) семинар-экскурсия.

V. При составлении плана каждого семинара следует определить:

- основную цель семинара;

- структуру семинара;

- содержание семинара (вопросы для дискуссии, проблемные задачи и задания, деловые игры и др.);

- методы и приемы работы слушателей;

- методы и приемы работы преподавателя;

- критерии эффективности.

VI. В подготовке к семинару нужно:

- четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета или курса;

- определить, что нового должен приобрести слушатель в ходе семинара или при его подготовке;

- составить план семинара, а затем и методическую разработку, содержащую порядок работы, вопросы для обсужения и перечень литературы, необходимой для предварительного изучения;

- просмотреть содержание лекций по теме семинара и рекомендуемую литературу.

VII. Методы обучения, применяемые при проведении семинара:

- дискуссия;

- сообщение;

- упражнение;

- демонстрация;

- условная игра со сменой ролей.

VIII. Заключительный семинар имеет следующие цели:

- подведение итогов по изученым вопросам;

- рассмотрение вопросов, остававшихся неясными в ходе изучния или не получивших достаточного совещения;

- углубление изучения учебного материала путем обсуждения положений, изложенных в лекционном курсе или на практических занятиях;

- сообщение существенно новой информации, не предусмотренной формами организации занятий.

 Положение о семинаре как виде учебного занятия

1.Семинар - это вид системтических учебных занятий, на котрых учащиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

2.Семинар является одним из весьма эффективных учебных занятий, способствующий более глубокому и детальному усвоению предмета, навыков самостоятельной работы с литературой и методов работы с первоисточниками, приучает к научной работе.

3.Общая цель семинара - повышение активности учащихся в изучении предмета, побуждение их к поиску литературы и самостоятельному изучению ее под руководством преподавателя. Поэтому необходима предварительная обязательная самостоятельная подготовка учащихся к семинару, требующая определенных затрат времени на внеучебные занятия, что дает преподавателю возможность сократить учебное время.

4.Дидактические цели семинара преследуют углубление и закрепление информации, проверку и оценку знаний, повторение пройденного, развитие мышления, умение применять полученые знания на практике сообщение новой информации. Исходя из дидактических целей, семинары по содержанию могут быть информационными, контролирующими и последовательскими.

5.Различают следующие виды семинаров: семинар-коллоквиум, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар по клиническому разбору больных, семинар по обмену опытом работы, семинар по обсуждению контрольных работ, семинар по обсуждению письменных рефератов, семинар-экскурсия.