Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 2

          Воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенной роли в системе общественных отношений.

          Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

          Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков и способов познавательной деятельности человека, результатом которого является целенаправленное изменение его поведения.

          Дидактика - область педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования человека.

          II. Учебный процесс - двусторонний процесс взаимообусловленной деятельности преподавателя и учащегося - преподавания и учения.

          Преподавание - это сообщение учащимся объема знаний, определенного целями обучения, инструктаж их о способах и приемах работы, руководство процессом учения и проверка качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

          Учение - активный процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков, определенных целями обучения.

          Научение - результат усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, определенных целями обучения, приобретение новых свойств, имеющих значение для их деятельности и обеспечивающих успешное осуществление определенной потребной деятельности.

          III. Усвоение - сложный познавательный процесс, направленный на прочное овладение знаниями, умениями и навыками и складывающийся из ряда психических процессов, осуществляемых в ходе учебного процесса в некоторой последовательности - восприятие, внимание, память и мышление, речь и воображение.

          IV. Учение - процесс, характеризующийся следующими признаками:

          - это, в первую очередь, деятельность учащегося;

          - оно является неповторимо индивидуальным;

          - оно является делом сотрудничества преподавателя и учащегося к учащимся между собой;

          - оно представляет собой динамически развивающийся процесс, подчиненный конкретной цели;

          - оно достигается путем использования различных методов, форм и средств;

          - его невозможно прямо наблюдать, а можно лишь оценивать его результат;

          - результат для учащегося является стимулом дальнейшего учения.

          V. Знания - осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти объективная информация о процессах, предметах и явлениях объективного мира, их внешних и внутренних связях, усвоенная на уровне творческого применения.

          К факторам, влияющим на усвоение знаний и зависящим от учащихся, относятся: тип высшей нервной деятельности, быстрота мышления, умение переходить от абстрактного к конкретному и, наоборот, степень развития зрения и слуха, качество восприятия, вид памяти, характеристика внимания, мотивы учебной деятельности, активность обучения, работоспособность, уровень первоначальной подготовки, целевая установка не учение, возраст, занимаемое положение, “инертность” мышления.

          К факторам влияющим на уровне знаний, зависящих от преподавателя, относятся: выбор дидактической системы, требуемый уровень обучения, методика занятий, обеспечение управления обучением, концентрация важнейшего учебного материала, его трудоемкость, КПД рабочего времени и принципы ВОТ, время обучения, квалификация и личность преподавателя, характер, эффективность и точность критериев оценки результата обучения.

          VI. Знания следует считать полноценным, если они соответствуют следующей структуре:

          - знание и понимание факторов, терминов, принципов, законов и закономерности;

          - умение сравнивать, анализировать, оценивать факты, делать выводы;

          - умение применять знания к решению типовых задач;

          - умение решать сложные творческие задачи, т. е. применять знания в новых условиях;

          - умение владеть профессиональными приемами и навыками.

          VII. Умение и навыки - представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности и выражаются в способах (готовности) человека совершать эту деятельность.

          Умения - способность человека выполнять ту или иную деятельность на основе полученных знаний с и использованием полученного опыта.

          Навык - умение, характеризующиеся высокой степенью освоения,  выполняемое автоматически, без внешне выраженного сознательного самоконтроля.

          Умения - формируются упражнениями в изменяющихся условиях, в целом не автоматически и всегда осознаваемы.

          Навыки формируются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности, носят автоматизированный характер, а контроль за выполнением осуществляется подсознательно.

          Высокоразвитые умения имеют сложную структуру и включают в себя более простые умения и ряд навыков, которые так связаны между собой, что обеспечивают целостный акт решения той или иной задачи.

          VIII. Обучение - исходит из существования двух видов деятельности - репродуктивной и продуктивной.

          Репродуктивная деятельность - представляет собой точное повторение ранее усвоенных операций, но ранее изученному образцу и правилу.

          Продуктивная деятельность - это способность на основе ранее изученной информации и уже сформированной системы знаний решать задач в новых, нетипичных условиях, приспосабливая эти знания к новой ситуации, ранее не входящей в учебной процесс.

          IX. Уровни усвоения

          На первом уровне усвоения - учащийся приобретает знания, с помощью которых он способен узнать то или иное явление в ряду ему подобных (деятельность по узнаванию). Основная особенность данного уровня состоят в том, что для своей реализации он требует обязательной споры на конкретное явление, информация о котором ему была представлена в процессе обучения. Это - узнавание ранее изученных объектов (признаков, приемов и пр.) и возможность с помощью извне производить действия с ними.