Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 5

                                                                ческое                      льзование в

разомкнутое                                                                          группе ТСО

                                                                ручное                     3. Плохой репе-

                               направленный                                        титор

                                                                 автомати-               4. Учебник, ин-

                                                                 ческое                     дивидуальный          

                                                                                                 телевизор, инди- 

                                                                                                 видуальнный

                                                                                                 магнитофон.

                                                               ручное                     5. малые группы

                               рассеянный                                                

                                                                автомати-               6. автоматизи-            

                                                                ческое                     рованный класс,

цикличное                                                                              лингафонный

                                                                                                 бинет, ЭВМ                         

                                                                ручное                     7. хороший ре-

                               направленный                                        петитор

                                                                 автомати-               8. программи-

                                                                 ческое                     рованное

                                                                                                 обучений                                                                                                                                                                                        

          VII. Основные недостатки “традиционной” системы обучения

          - усредненный общий тип изучения материла, регулируемый учебными планами, при котором все учащиеся получают единый объем информации в одно для всех учащихся время;

          - единый, жестко определяемый учебными программами усредненный объем знаний, которые должен усвоить учащийся с различными способностями и интересами;

          - линейная форма единого предметного изложения учебного материала с соблюдением строгой последовательности, определенной всем историческим опытом преподавания и развитием каждой научной дисциплины;

          - непомерно большой объем сообщаемой в процессе обучения информации по сравнению с тем, что учащийся может усвоить за отведенный для этого отрезок времени (резкое преобладание фактора сообщения над фактором усвоения), в результате чего эффективность обучения низкая;

          - отсутствие в учебном материале четких  указаний на главную и второстепенную информацию, в результате чего учащийся вынужден запоминать обширную, но в большинстве своем несущественную информацию;

          - необходимость излишних повторений в изложении учебной информации (суперпозиция учебного материала), без которых затруднено усвоение и понимание учебного материала;

          - непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимся в готовом виде через преподавателя, без опоры на его самостоятельную работу по приобретению этих знаний, что приводит к известной пассивности мышления;

          - основной объем знаний, приобретаемых учащимся, относится к 1 и 2 уровням обучения (знания-знакомства и знания-копии); сложность формирования у всех учащихся знаний на 3-м уровне (знания-умения ил навыки);

          - ограничения активности учащихся в групповом обучении (гипердидактический принцип обучения), мелочная опека преподавателем учащегося;

          - преобладание словесных методов изложения учебной информации, создающих объективные предпосылки для рассеивания внимания, низкая эффективность усвоения при этих методах;

          - почти полное незнание преподавателем хода усвоения учащимися сообщаемой информации, так как система проверки не позволяет получить объективные данные о процессе усвоения учебного материала, а в лучшем случае лишь информирует о результатах (итогах) этого процесса;

          - временной разрыв между сообщением учебного материала и проверкой степени его усвоения;

          - результаты обучения находятся в прямой зависимости от квалификации преподавателя, которая не у всех достаточно высока;

          - недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на побуждающие действия преподавателя(образность и эмоциональность изложения, использование средств наглядности, умелая система опроса, личные качества самого преподавателя и т.п.) и значительно меньше - целенаправленный интерес самого учащегося (интерес к предмету и к своей специальности, использование знаний по данному предмету в своей работе и др.);

          - нерациональное использование рабочего времени преподавателя, значительные затраты на нетворческие процессы (сообщение учебной информации);

          - трудности самостоятельной работы учащихся с рекомендуемыми учебниками и руководствами из-за недостаточной систематизации учебного материала, нечеткости в выделении основных вопросах, избыточного объема каждой темы, недостаточной логики в подаче материала, сухости языка изложения, почти полного отсутствия эмоционального воздействия и др.;

          - тенденции к увеличению сроков обучения, вызванный необходимостью сообщать все большую по объему информацию;