Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 19

II. “Групповая динамика” - одно из направлений социальной психологии в изучении малых групп. Оно включает изучение процессов в группе, законов развития и функционирования.

В настоящее время под “групповой динамикой” понимают систему методических принципов, правил и приемов, направленных на повышение эффективности внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи.

Выделяют две основных совокупности ее характеристик:

а) структурно-формальные или оранизационные (велична, состав, каналы коммуникации, распределение ролей, система соподчинения и др.).

б) социально-психологические (межличностные отношения, стиль лидерства, групповые ценности и норм, система поощрения и наказания).

III. В Советском Союзе вопросами “малых групп” и “групповой динамики” занимались многие психологи и педагогики (Г,М. Андреева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.Е.Конникова, А.В.Петровский и др.).

Особое внимание ими уделялось такой форме “малых групп”, как коллектив. Они показали, что в любой развитой малой группе межличностные отношения и динамика целиком зависят от социальной значимости данной группы, ее места в обществе.

Группа, осуществляя свою цель в конкретном предмете, тем самым изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения.

IV. Исследования процессов в “малых группах” показали значительное преимущество группвой работы при решении различного рода задач. Совместная деятельность людей в процессе поиска, как правило, более продуктивна.  Совместное решение задач в различных областях производства, воспитания, управления и др. осуществляется  быстрее и точнее. Эти фактры привлекли внимание специалистов системы образования к работе в “малых группах”.

V. Обучение в системе повышения квалификации обладает своей спецификой, прежде всего, из-за особенностей контингента обучаемых специалистов - личностей с определнным запасом знаний и опыта, с вполне сформировавшимися представлениями о законах и отношениях в сфере деятельности, способных к высшим формам мышления. Как правило, у большинства их них уже сложился определнный стиль и методы работы, которые может быть не всегда являются эффективным и не отвечают современным требованиям, однако служили им на протяжении ряда лет и помогали добиваться успеха.

Вследствие этого они далеко не безусловно воспрнимают новые вседения, излагаемые в процессе обучения. Не все научные рекомендации они принимают как непреложные истины, даже если они подкреплены факторами успешного их применения на практике.

Чтобы повышать квалификацию таких слушателей, недостаточно просто соощать им новые знания, необходимо доказать из полезность, пробудить интерес к их изучению.

Новые знания специалист приобретает не как самоцел, а исключительно для решения производственных задач. Производственная ситуация, роль, которую играет в ней специалист, определяет требования к уровню его подготовки.

VI. Методы обучения, применяемые в системе “малых групп” должны:

- вызывать (порождать) познавательную активность учащегося поднимая ее до исследовательского уровня;

- основываться на серьезном содержательном материале проблемного характера;

- быть инструментом развития мышления и профессиональных способностей, а также саморазвития;

- максимально приближаться к реальной профессиональной ситуации, одновременно дающей человеку возможность для самостоятельной деятельности.

Традициооные методы напралены в основном на изменение предметной подготовленности специалиста, т.е. на расширение и углубление его знаний путем сообщения ему информации и воспроизведения ее им. Методы пришедшие из производственной практики, грешат элементом “натаскивания”, ограничивают область деятельности специалиста решением частных задач по готовому алгоритмическому преписанию.

И в первом и во втором случае методы обучения очень мало затрагивают основное звено познавательной деятельности - мышление. В обучении необходимо применение таких форм и методов обучения, которые предлагают творческую активность обучаемых и учебную деятельность, построенную по типу научного исследования, разрешения специально поставленных учебных проблем. Таковыми являются эвристические, исследовательские и проблемные методы.

Методика “малых групп” позволяет эффективноиспользовать в обучении любой из этих методов.

В условиях научно-технического прогресса приактичски любая деятельность специалиста немыслима в одиночку. Специалист, как правило, работает в коллективе, принимает коллегиальное решение также с помощью других специалистов. Поэтому обучение навыками межличностного общения также должно входить в задачу обучения.

VII. Основные цели методики “малых групп” и “групповой динамики” сводятся к:

- совершенствованию умений принимать производственные решения, решать реальные производственные задачи;

- совершенствованию социально-психологической комплексности учащихся, т.е. умение работать в коллективе и соотнести свой индивидуальный метод с методом организационнного поиска решения;

- использованию коллективного опыта группы каждым учащимся;

- совершенствованию лидерских способностей учащихся.

Описано большое количество различных вариантов работы в “малых группах”, выбор варианта определяется целью. Наиболее распространенным является вариант принятия решения (“метод производственных задач”). Это может быть производственная ситуация, создание документа (программы, перчня целей), определение приоритета целей или действий и др.

При этом все проблемы могут быть разделены на 2 группы:

а) проблема однозначная, определенная, для решения которой применим простой логический алгоритм;

б) проблема не однозначная, имеющая различные решения, для каждого из которых имеются “за” и “против”.

В первом случае решение, как правило, известно преподавателю, во втором случае - нет. Тогда он является полноправным участником процесса принятия решения.

VIII. Организационно занятия проводятся со всей группой (пленарное заседание) и в подгруппах по 5-8 человек. Деление на подгруппы проводит преподававтель с учетом факторов, помогающих реализации цели (разнородные или однородные по возрасту, полу, специальности, стажу и т.д.).