Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 27

          Для упрощения дальнейшей работы с текстом перед съемкой учебного текста на диафильм преподаватель может подчеркнуть двумя линиями ключевые слова; одной чертой - наиболее важные понятия; пунктиром дать пояснения. Эта предварительная обработка текста поможет учащимся составить конспекты, рефераты дикторского текста, который звучит во время экспозиции каждой страницы текста. Реферирование текста на основе выделенных понятий возможно с помощью ЭВМ.

          Во время обучения текст предъявляется учащимся несколько раз для ускоренного чтения. При первом просмотре текста учащимся предлагается за отведенное время (приблизительно 1 мин.) понять основной смысл страницы. При повторных просмотрах предлагается понять содержание страницы.

          Основная функция такой работы состоит в создании ориентировочной основы деятельности, в то, чтобы в сжатом виде запечатлеть смысловые вехи логического плана учебной информации.

          Ускоренное чтение следует рассматривать, с одной стороын, как систему обучения, направленную на изменение читательской деятельности по восприятию зрительной информации, а с другой - как способность читать со скоростью и уровнем усвоения, определяемыми целью и задачами чтения, характером и сложностью текстового материала.

          Деятельностный подход предполагает изменение качества  содержания всех структурных компонентов чтения как деятельности, а также стимулирует умтсвенную деятельность по переработке информации в  процессе чтения, позволяет самостоятельно контролировать степень понимания и запоминания учебного текста.

          Программно-техническое обеспечение этапа ускоренного чтения при обучении теретическим дисциплинам строится на принципах суггесто-кибернетического метода.

          В качестве основных материалов используются описательные курсы изучаемой дисциплины в полном объеме учебника. Учебник моежт быть представлен в виде диафильма или слайдов. Учебная информация может предъявляеться также в виде учебных кинофильмов.

          Фонограмма представляет собой набор инструкций по усвоению и использованию приемов ускоренного чтения. В инструкции говорится о способе усвоения учебных текстов - чтение с минимальным числом фиксации взгляда на отдельных словах, просмотр текста “сверху вниз”, расширение поля зрения. В конце дозированного интервала времени в  фонограмме дается краткое резюме каждой страницы - две-три фразы. На просмотр каждой страницы отводится 1 мин. Это время дозируется гонгом. Работа с текстом сопровождается фоновой музыкой. В начале и в конце сеанса записан короткий фрагмент аутогенной тренировки. Обучаемые получают инструкцию нажать кнопочный датчик один раз, если текст страницы носят в общих чертах и это соответствует  воспроизводимому фонограммой резюме. Если текст понят и усвоен полностью, обучаемый нажимает на кнопочный датчик два раза. Текст каждой страницы учебника предъявляется обучаемому два-три раза.

          С помощью полученных навыков ускоренного чтения, независимо от начальной скорости, учащиеся могут усваивать большой объем  информации по изучаемому курсу (в едином ритме чтения). Группа учащихся достигает 1-го уровня усвоения, необходимого для дальнейшего прохождения курса интенсивного обучения.

          Опорное конспектирование. Этот этап обучения является логическим преобразованием структурированного материала в опорный конпект по целым разделам: материал анализируется и структурируется в виде конспекта, где даются разные уровни обобщения.

          При разработке этого раздела стоит задача обучить учащихся составлению конспектов, правильному сокращению слов и выражений. Необходимо также добиваться автоматизма и быстроты действий у испытуемых, выработать у них определенные автоматизированные реакции, навыки. Обучаемые должны уметь в условиях дефицита времени законспектировать разделы учебника и впоследствии по этим записям полностью воспроизвести материал.

          При разработке правил конпектирования использовались некотороые положения исследований ряда авторов, в частности В.Ф.Шаталова по составлению конспектов. Однако конспектирование имеет существенную особенность: учащиеся конспектируют не рассказ преподавателя, а домаЮ в спокойной обстановке в течение неограниченного времени опорные сигналы по учебнику.

          В данном курсе обучения предполагается научить конспектированию непосредственного в процессе обучения как способу формирования ориентировочной основы действий, т.е. самостоятельно наметить смысловые вехи  последующей подзнавательной деятельности.

          У Шаталова нет жестких правил составления опорных сигналов. Эти конспекты составляются не по формализованным правилам. У него не обязателен выбор того или иного символа, рисунка, условного обозначения. В предлагаемой методике исключается этот недостаток: предлагается система формализованных приемов конспектирования на разных уровнях обобщения.

          Для конспектирования листы тетради делятся на несколько вертикальных полос. Конспектирование осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при предъявлении всего объема изучаемого материала в первой графе конспектируются основные сведения текста каждой страницы. Затем текст предъявляется последовательно постранично опять в полном объеме, при этом в конспекте заполняется следующая графа. Учащиеся должы при этом связать понятия первой графы символически со следующей графой конспекта. Получается как бы схема, каждая полоса которой расшифровывает понятия предыдущей. Таким образом, в первой графе конспекта записывается план, во второй - главное (смысл), в третьей - пояснения, уточнения. В четвертой графе делаются замечания.

          К завершению этапа конспектирования учащийся просматривает текст 5-6 раз.

          Успешное усвоение обучаемыми методики конспектирования и сокращения записи текстов позволяет перейти к опорному конспектированию разделов или глав теоретических дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла.