Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 18

Б. Решение проблемы;

В. Оценка результата (проверка правильности полученого решения).

XIV. В подготовке к проблемному обучению преподаватель должен проанализировать учебный материал с позиций:

- научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи и т.д.);

- психологической (предвидение реакции группы и отдельных учащихся на выдвижение проблем);

- логической (варианты последовательной постановки вопросов, задач, заданий, система их сочетаний и т.д.);

- диадактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций и доведение фактического материала до учащихся, выбор средств и способов индивидуализации обучения, определение путей сочетания слова, наглядности, технических средств и др.);

- воспитательной значимости учебного материала.

XV. В решении проблемной ситуации различаются следующие подпроблемы:

1.Уяснение проблемы (“что мы ищем?”).

2.Выяснение имеющихся предпосылок к решению проблемы (“что мы имеем?”).

3.Выяснение признаков приемлемого решения (“какое решение вам нужно?”).

4.Выяснение того, какиерешения возможны.

5.Использование способов решения - этап “закрытого” решения проблемы.

6.Расширение области поиска новых способов решения - этап “открытого” решения проблемы - нахождение нового отношения или принципа действия.

7.Реализация этих решений на основе критериев предыдущих шагов, реализация найденного принципа.

8.Проверка правлиности полученного решения.

XVI. Проблемное обучение возможно:

- при чтении лекции, проведения семинара, практического или лабораторного занятия;

- в занятиях для всего цикла, отдельных групп или отдельных учащихся.

XVII. Трудности решения проблемы связаны с:

- нехваткой у учащихся необходимых знаний;

- отсутствием интереса к решению проблемы;

- несоответствием интеллектуального уровня учащихся требова-ниям проблемы;

- недостаточной подвижностью к гибкостью мышления;

- противоречием между исходной информацией и результатом.

XVIII. Что мешает решать проблему?

- неясность исходной информации - ее недостаточность;

- обшироность информации;

- быстрый темп изложения информации;

- краткость времени, оведенного для мышления;

- “интеллектуальная” лень;

- отсутсвие регламентов.

XIX. Проблемное обучение нецелесообразно:

- если учебный материал носит информативный характер, включает в себя формулирование законов и принципов;

- если учебный материал для данных учащихся является очень сложным, принципиально новым и когда у учащихся нет опорных знаний для поисковой деятельности;

- если учебный материал для данных учащихся слишком простой, не содержащий принципиально нового и не вызывающий у них потребности к поисковой деятельности.

XX. Этапы внедрения проблемного обучения:

1 ый этап - теоретическая подготовка преподвателей:

- изучение теории проблемного обучения и смежных вопросов;

- глубокое изучение и осмысление содержания обучения (унифицированная программа, профессионально-должностные требования);

- преодоление преподавателями “психологической инерции”.

2-ой этап - создание средств проблемного обучения:

- определение учебного материала, проблемный метод при котором наиболее эффективен и целесообразен;

- выбор форм и видов учебных занятий, на которых планируется использовать проблемный метод;

- разработка заданий (проблемных задач, проблемных ситуаций, предустматривающих необходимый уровень проблемности, тип и способ создания проблемной ситуации;

- комплектование “банков” заданий и освоение преподавателями приемов проблемного обучения;

- создание методических рекомендаций для самостоятельной подготовки учащихся к проблемному обучению и порядку применения его в учебных занятиях;

- создание методических рекомендаций для преподавателей по проведению проблемного обучения и управлению учебным процессом.

3-ый этап - организационные мероприятия - внесение изменений в структуру учебного плана:

- формирование оптимальных по составу учебных групп;

- обеспечение учащихся оргтехникой и бумагой в связи с увеличением объема выполняемой ими работы.

XXI. Проблемно-целевое обучение - это обучение, при котром метод проблемный, а содержание - целевое.

XXII. Решение производственных задач как средство обучения помогает сформировать следующие умения:

- умение анализировать исходную ситуацию, сложившуюся после выполнения каждого последующего этапа задачи;

- умение найти метод решения задачи;

- умение найти недостающий для решения задачи элемент;

- умение интерпретировать полученные результаты.

XXIII. Деловая игра - частный случай проблемного обучения, в котором или:

а) имеет место многоэтапность решения проблемы;

б) необходимо в разрешении учатие специалистов различных профилей.

Деловая игра - имитационный процесс выработки принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов и анализа информации, дополнительно поступающей или вырабатываемой в ходе игры.

Преимущества игровой имитации перед реальным экспериментом:

- наглядность последствий принимаемых решений;

- переменный фактор времени (игра позволяет “жить быстрее”);

- повторение жизенного опыта с изменением установок: в игре можно 3, 5, 10 раз прорешать одну и ту же задачу, подойти к ней каждый раз по-иному; и чем сложнее задача, тем важнее проверить как можно больше подходов к ее решению;

- масштаб охвата (игра модет воспроизводить ситуации, вовлекающие на любом уровне управления).


МЕТОДИКА “МАЛЫХ ГРУПП”.

I. Под “малой группой” как социально-психологическим понятием обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Минимальный размер малой группы - 3 человека, максимальный - 7+2 человека. Малая группа характеризуется двусторонней стректурной организацией: с одной стороны, она имеет свою собственную внутреннюю структуру, элементы которой - отдельные члены группы, находящиеся в определенных отношениях, с другой - она выступает в качестве элемента более сложного социального организма.