Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 31

По условиям игровой коллективной деятельности желательно, чтобы команды содержали одинаковое количество игроков. В начале сеанса проводится психологическая подготовка участников игры. Для этого сначала одному из капитанов предлагается организовать веселую разминку для все участников игры. Жюри оценивает его находчивость и оригинальность. Игра проводится в несколько раундов с различными по характеру заданиями. В начале сеанса всем игрокам предлагается придумать по одному-два занимательных вопросов по пройденному курсу, выбрать остроумные, неожиданные вопросы. Задания или вопросы можно брать из книг, задачников, экзаменационных билетов, справочников, конспектов. Можно сформулировать то, что осталось непонятным и учащиеся хотели бы это уяснить. Затем капитаны собирают листки с вопросами, проверяют, чтобы на каждой записке была указана фамилия автора. Капитаны обмениваются листками и раздают всем игрокам своей команды листки, полученные от команды соперников. Каждый игрок должен посмотреть задание и написать на обратной стороне листка свою фамилию в том случае, если он готов ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без подготовки. Затем капитаны собирают вопросы у игроков и передают их в жюри. Жюри необходимо рассортировать задание по степени трудности и оценить творчество команд. Все задания разбиваются на три  типа: большинство игроков расписалось  в готовности их выполнить; единичные игроки берутся выполнять. В процессе сеанса, пока жюри обрабатывает задание, один из капитанов по команде, поданной с фонограммы, устраивает веселую разминку для всех игроков. В качестве разминки может быть песня, танец, подвижная игра или что-либо оригинальное. Жюри оценивает творчество команд.

Игровая деятельность начинается с первого тура. В первом туре берутся задания, к выполнению которых готовы большинство игроков. При выполнении заданий или ответа на вопрос отвечающий выходит вперед и громко читает задание, затем дается краткий и толковый ответ. Для выполнения заданий каждый отвечающий может привлечь весь коллектив из своей команды в разных ролях. Можно выбрать себе коллег с соответствующей ролью - “знайка”, “незнайка”, “скептик”, “оптимист”, “знаток”, “находчивый”, “развлекатель”, “отвлекатель”, “эрудит”, “консультант”, “теоретик”, “испытатель”, “специалист”, “заказчик”, “пессимист” и т.д. Каждый в соответствии с избранной ролью может дополнить ответ и принять участие в выполнении задания. При выполнении задания разрешается пользоваться различными наглядными средствами, в том числе и рисунками, графиками, схемами и т.п. Можно сыграть сценки или изобразить решение в пантомиме или любым другим способом. В первом туре за каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Жюри оценивает ответы и нажимает на кнопочный датчик стольно раз, сколько баллов присуждается каждой команде. Таким образом, на больших счетчиках перед экраном можно видеть текущий счет соревнования каждой из команд. За вялость выполнения задания жюри может снимать очки. После окончания первого тура жюри оценивает текущий счет соревнования, оценивая разминки, приветствия капитанов и результаты ответов на вопросы по первому туру. Затем начинается второй тур - ответы на вопросы, по которым примерно половина игроков готова дать ответ без подготовки. Отвечающий читает задание, с помощью партнеров дает ответ или выполняет задание, а затем спрашивает мнение автора задания. Во втором туре задания жюри может поставить не более трех баллов за правильный ответ. После окончания второго тура жюри подводит текущий счет соревнования. В третьем туре даются самые трудные задания, требующие наибольшего творчества, эрудиции, выдумки, фантазии, остроумия. Авторы задания могут оценивать ответы по пятибалльной системе. При ответе можно организовать сценки, пантомимы, пользоваться различными техническими средствами, плакатами, рисунками, раздаточными материалами и т.д. После окончания третьего этапа жюри подводит общий счет соревнования, учитывая, что задания по третьему этапу оцениваются по пятибалльной системе.

В заключение проводится конкурс творчества. В результате прохождения теоретического курса у учащихся могли появится идеи, желание что-либо усовершенствовать. Каждое рацпредложение жюри имеет право оценить до 10 баллов. Капитан собирает свою команду, и, посовещавшись некоторое время, составляет список рацпредложений, которые будут выдвигаться на конкурсе. Затем начинается соревнование рационализаторов. В ситуации “генерации идей” игроки формируют свои предложения. Каждый из рационализаторов выходит вперед и громко читает свое рацпредложение, другие учащиеся их развивают далее. Жюри оценивает эти рацпредложения, ставит соответствующее количество баллов и отбирает предложения, представляющие реальный интерес.

В соревновании команд типа КВН можно включить также различные конкурсы. Например: идеи из мира фантастики по данной проблеме; реализовать идеи данной науки с минимумом материальных затрат; изобразить изучаемую дисциплину с помощью мимики и жеста; спектакль (балет, опера, рок-опера), внедрение изобретения с действующими лицами; социальный портрет группы; лучшее изобретение, поделка и т.д.;  лучший капитан, бригадир, оппонент, критик, консультант.

Ниже приведены примеры заданий командам по организации коллективной активной учебной деятельности в ситуации соревнования команд.

Составление занимательных вопросов: самый “интересный” вопрос по курсу; вопрос об использовании в быту, проблемный вопрос; вопрос на обобщение; вопрос на сообразительность; находчивость; двусмысленный вопрос; вопрос на исследование; “хитрый” вопрос; оригинальное задание; вопрос на обострение противоречий; вопрос-подсказка; “Что бы это значило?”; задание на доказательство; задание на рацпредложение; вопрос на догадку; задание по художественному творчеству; “самый трудный” вопрос по теме; объяснить сложное “на пальцах”; задать ситуацию для ролевой игры; “самый главный” вопрос курса; найти “необычное в обычном”; дискуссионный вопрос; вопрос на память; вопрос на внимание; вопрос “невежды”;  загадка; “неразрешимый” вопрос.