Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 17

- многоходовая задача, этапы решения которой находятся в логической зависимости между собой;

- задача, имеющая мнжественные варианты решения, часть из которых учащемуся известны, а часть - требует поиска, “Открытия”, это лежит в основе приобретения и усвоения новых знаний и новых способов профессиональной деятельности.

IV. Проблемные ситуации (задачи) можно квассифицировать:

а) по области научных знаний (или учебной дисциплине);

б) по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применить известные знания и способы в новых условиях и др.);

в) по уровню проблемности (очень острые противоречия, противоречия средней остроты, слабо выраженные противоречия);

г) по типу и характеру содержательной стороны противоречий неожиданным фактом и неумением объяснять его, между общими представлениями и научной их основой и др.);

д) по виду (ситуация - проблема, ситуация - оценка, ситуация - иллюстрация, ситуация - упражнение).

V. Уровни проблемности:

1-ый уровень - проблему ставит преподаватель и сам ее решает;

2-ой уровень - преподаватель ставит проблему, решение которой возлагается на учащегося;

3-ый уровень - преподаватель направляет к поиску проблемы, учащиеся находят ее, формируют и решают;

4-ый уровень - учащиеся дейстуют сами от начала и до конца.

VI. Правила создания проблемной задачи:

а) для создания проблемной задачи перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен “открыть” подлежащие усвоению новые знания или действия;

б) предлагаемое учащемуся проблемное задание должно соотвествовать его интеллектуальным возможностям;

в) проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материла;

г) в качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.: проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией. Одна и та же проблемная ситуация может быть различными типами заданий.

VII. Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций:

- чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных задач;

- при разработке системы проблемных ситуаций необходимо выделять сначала основные единицы подлежащих усвоению знаний и действий, определить их уровень и оптимальную последовательность усвоения;

- разрабатываемая система проблемных задач (заданий), вызывающих проблемные ситуации, должна охватывать ту или инуютему целиком;

- в системе проблемных ситуаций на различных этапах усвоения системы знаний (темыф) различные проблемные ситуации выполняют различные дидактические фукнкции;

- последовательные проблемные ситуации, вызываемые системой проблемных учебных заданий, составляют те последовательные шаги в процессе учвоения новых заданий и действий, которые должны быть усвоены в обучении каждым учащимся.

VIII. Достоинства проблемного обучения:

1.повышение активности обучения, закономерная связь между учебными проблемами и практическим жизненным опытом, привлечение для целей обучения примеров, взятых из жизни или искусственно смоделированных;

2.развитие логического мышления;

3.возможность работы по индивилуальным планам и с индивидуальным темпом, использование наиболее эффективных типов и видов самостоятельной работы учащихся;

4.необходимость активного испльзования в обучении различных справочных материалов (отчетов, таблиц, инструкций, справочников, лабораторных данных, методических материалов и др.);

5.целесообразность привлечения учащихся к научной работе с целью создания проблемных ситуаций;

6.необходимость повышения роли методической работы на кафедре.

IX. Действия  преподавателя  при  проблемном  обучении сводится к:

- организация проблемной ситуации;

- формированию проблем;

- оказанию учащимся необходимой помощи в решении проблем;

- проверке в оценке этих решений;

- руководству процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

X. Для проблемного обучения необходимы:

- высокий интерес (мотивация) учащихся к изучению данной проблемы;

- минимальный уровень первоначальной подготовки учащегося;

- учебное время (обычно больше, чем при традициональном обучении);

- методическое обеспечение обучения (методические материалы, разработки, инструкции, проблемные задачи, деловые игры и др.);

- высокая квалификация преподавателей, владеющих проблем-ным методом обучения.

XI. Главными условиями организации проблемного обучения являются:

- наличие в учебном материале задач, вопросв, заданий, которые по содержанию могут быть проблемными для учащихся;

- умение преподавателя превращать задачи и вопросы в проблемные ситуации;

- наличие у учащихся постепенно развивающихся умений и навыков вычленять, формульровать и переформулировать проблему и самостоятельно находить новые способы ее решения.

XII. Управление процессом усвоения в проблемной ситуации подчинено следующим правилам:

- объяснение (изложение) усваиваемого учебного материала дожно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности;

- возможны различные типы сообщения усваиваемых сведений для учащихся с разной степенью подготовленности и различными творческими возможностями - от отдельной подсказки до объяснения закономерности и способа действия;

- учащийся должен использовать полученные сведения или требуемый способ действия для выполнения поставленого в начале обучения проблемного задания;

- в случае большой трудности предлагаемого учебного задания оно может быть дано учащемуся  в виде последовательной систумы (двух, трех и более) частных проблемных заданий, включающих в качестве неизвестного менее информатиные и менее общие отношения.

XIII. В проблемной обучении следует выделять:

А. Подготовительный период.

Б. Период самого обучения.

Само проблемное обучение складывается из трех основных звеньев:

А. Постановка проблемы (возникновение проблемной ситуации);