Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 21

- на пленарном заседании дай возможность высказаться каждому лидеру от имени группы (соблюдай регламент);

- дай также высказаться отдельным членам группы, имеющим отличное от группы мнение;

- подведи итог или дай материалы, если они есть, наиболее правильно освещающие представленную проблему.

Советы руководителям по методике  ”малых групп”

1.  Создавай ситуации , чтобы учащийся был участником, а не наблюдателем;

2.  Создай мотивацию;

3.  Создай обстановку состязания;

4.  Подключай к дискуссии учащихся с наибольшим опытом;

5.  “Вытаскивай” и “молчунов”;

6.  Ради дискуссию так, чтобы интересно было и слабым и сильным;

7.  Помни, что обмен опытом во взрослой аудитории - наиболее эффективный процесс получения и усвоения новой информации;

8.  Возвращай обсуждение в нужное русло;

9.  Поддерживай установленный порядок;

10.Создай у учащихся уверенность в достижении целей;

11.Добивайся конкретных ответов;

12.Исключай сарказм, неделикатность, резкость, приказной тон;

13.Умей вовремя признать свою ошибку;

14.Не подчеркивай, что знаешь больше учащихся;

15.Не торопись высказать свое мнение при столкновении разных точек зрения;

16.Забудь о личных предубеждениях;

17.Избегай критических оценок особенно поучающим тоном;

18.Не сердись на учащихся если они все не могут ответить на вопрос  сердись на себя;

19.Лучше перед выступлением - тезисы, чем после выступления -   список забытых вопросов;

20.Посмейся над настоящей шуткой, но не превращай занятие в сплошной хохот.


ОБУЧЕНИЕ ПО МОДУЛЯМ

1.  Обучение по модулям, получившее свое развитие в США в 70-ые годы, - один из вариантов управляемого самообучения и представляет собой дальнейшее развитие идеи программированного обучения.

2.  Учебный модуль (от латинского слова - мера) - унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как самостоятельная ее часть и предназначенный, в первую очередь, для индивидуального обучения; он содержит комплект (пакет) учебно-методических материалов по той или иной теме или разделу и всю необходимую информацию для направленного ее изучения.

3.  Основу теории модульного обучения составляет так называемая “концепция овладения”, согласно которой все учащиеся при наличии достаточного времени, могут достичь поставленных перед ними целей, выполнив работу на установленном для каждой цели уровне.

Продвижение учащихся по материалу учебной программы определяется достигнутыми результатами обучения, в соответствии с индивидуальными способностями каждого учащегося.

Переход к следующему модулю возможен только тогда, когда учащийся показал, что он достиг целей обучения или достиг того уровня выполнения задания, который был определен преподавателем.

4.Возможны три варианта использования модулей в обучении:

- как часть традиционного курса;

- как полный курс, состоящий из одного большого модуля или ряда “мини-модулей”;

- как полная учебная программа.

5. Основными вопросами, составляющими содержание модуля, являются:

- что учащийся должен знать, понимать и делать к концу обучения;

- какими путями и средствами он может приобрести его;

- какими методами можно доказать, что он их приобрел, т.е. достиг запланированной цели.

Исходя из этого модуль должен включать:

а) четко поставленные цели;

б) рекомендуемые учащимся учебные действия (учебные методы);

в) оценку достижения целей.

6. Структура модуля включает:

- введение его в строгом соответствии с учебным планом и программой;

- введение, характеризующее цель или значимость модуля;

- цели модуля;

- учебные методы (учебные действия учащегося, направленные на  дстижение цели);

- учебные материалы, содержащие необходимую информацию, обеспечивающую реализацию учебных целей;

- учебные задачи (проблемные ситуации), отработку действий учащегося;

- дополнительную информацию и дополнительные действия учащегося в случае повышенного интереса к изучаемой проблеме;

- критерии оценки модуля слушателем как обратную информацию для преподавателя об эффекивности модуля (помог ли модуль в реализации целей обучения);

- самооценку, как процедуру оценки выполненной работы, достижения поставленной цели.

Из этого перечисления - три пункта являются наиболее важными. Это - цели, учебные действия и итоговое тестирование (постест);

В качестве дополнтельных возможны:

- перечень необходимых условий для реализации целей;

- оценка исходного уровня знаний и умений (претест);

- инструкция по работе с модулем;

- план действий учащегося (ориентировочная основа действий).

7. Название модуля определяет его содержание. Оно должно быть кратким, соответствующим тому или иному коду программы.

8. Введение раскрывает цель или значимость модуля, его содержание, связь с другими модулями.

9. Цели модуля характеризуют знания и умения, которыми должен обладать учащийся в конце учебной работы по модулю. Они выражаются в терминах поведения и отражают элементы конкретной деятельности учащихся (их компетентность).

10. Учебные методы определяют учебные действия, используемые учащимися для достижения целей. Перечень должен содержать максимально возможное число их, чтобы учащийся мог использовать наиболее эффективно свои индивидуальные особенности и возможности.

К эффективным действиям учащегося в реализации обучения по модулям относятся:

- чтение обязательной литературы (руководств, статей и др.) с точным оказанием страниц;

- работа с текстами (ксерокопиями определенного материала), учебными заданиями;

- прослушивание лекций для аудиолент;

- просмотр фильмов, видеолент или слайдов;

- решение ситуационных задач, которые требуют от учащегося поиска дополнительной информации для реализации постиавленных целей;

- работа с моделями и тренажерами;

- участие в групповых дискуссиях.

Важно, чтобы учебные методы были наиболее целесообразны в достижении учебных целей. Поэтому объем их должен четко соответствовать выполнению всех перечисленных действий.