Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 30

в о с п и т а т е л ь н о й значимости учебного материала - выделить понятия и представления, влияющие на формирование научного мировоззрения, на эстетическое, атеистическое, идейно-политическое воспитание учащихся. Можно дополнить учебный материал фактами из истории науки, практики коммунистического строительства, делать выводы;

д и д а к т и ч е с к и й - “учитель” должен уточнить, какие понятия должны усвоить ученики и какие способы действий сформировать, четко определить дидактические задачи, объем учебного материала (для обязательного усвоения и информационного).

Метод обучения в парном диалоговом общении выбирается в зависимости от характера изучаемого материала и общей дидактической цели урока, уровня обученности и психологической ситуации. Если содержание учебного материала характеризуется высоким соотношением новых и опорных знаний, при этом эти связи многоэтапно опосредованы, то применима группа методов продуктивного (проблемного) характера (эвристическая беседа, ответы на вопросы). Если содержание изучаемых понятий имеет вспомогательное значение, учащиеся имеют низкий уровень опорных знаний, связи носят абстрактный характер, то более применима группа репродуктивного характера (пересказ текста с его обработкой). В соответствии с указанными принципами должна быть организована деятельность “учителей” в каждой паре, их вопросы к “ученикам”, способы организации и обеспечения учебной деятельности, а также контроля за усвоением учебных материалов, единство учения, развития и воспитания.

Этап игровой учебной деятельности в парах обеспечивается следующими программно-техническими средствами: игровая ситуация создается комплексом аудиовизуальных средств обучения, с помощью обучающей фонограммы передаются инструкцией различные ситуации игровой учебной деятельности. Зрительным рядом подкрепляются речевые инструкции фонограммы. Если учащиеся на поняли объяснения диктора, они имеют возможность увидеть эту же  инструкцию в виде текста на экране. При обсуждении конспекта в парах используются диафильмы учебного пособия, которые ранее обучаемые проходили на этапе ускоренного чтения пособия, которые ранее обучаемые проходили на этапе ускоренного чтения и опорного конспектирования. С помощью аудиовизуальных средств распределяются роли и организуется ситуация взаимодействия обучаемых в паре. На этапе решения как моделирующее устройство, которое может высветить на экране при необходимости вариант правильного решения задачи. ЭВМ может быть использована как контролер программированного обучения. При отсутствии в паре одного из игроков (если учебная группа содержит нечетное количество игроков) в качестве экзаменатора может выступать ЭВМ. В ситуациях обучения в парах могут быть использованы кинофильмы, содержащие постановку проблемных ситуаций. Одна из форм проведения уроков в ситуации парных обучающих игр - использование заранее составленных опорных конспектов и фазограмм. В этом случае экзаменаторам дается вариант заполненного полностью опорного конспекта (фазограммы), а ученикам предлагаются варианты или частично, или полностью заполненного конспекта. Ученики при направляющем воздействии “учителей” заполняют в дозированное время предложенные им опорные конспекты и фазограммы. Одним из вариантов постановки также может быть составление фазограммы. Учащиеся, играющие роль учителей, имеют возможность задать различные вопросы “ученикам”, кроме направляющих ответ-вопросов и вопросов экзаменационного характера. Могут проводиться различные конкурсы: самый оригинальный способ использования информации, содержащейся в данном разделе учебника, в быту, технике, в профессии; самое быстрое (рациональное, смелое, краткое, неожиданное, оригинальное) решение задачи или выполнение практической работы; лучший “каверзный” вопрос; лучшие объяснения “на пальцах”. Кроме того, “экзаменатор” может дать выбор учащемуся несколько вариантов решений, чтобы учащийся выбрал правильный из них. Вопрос экзаменатора может быть уточняющего характера. С помощью аудиовизуальных средств в парах могут быть созданы различные игровые ситуации для ролевой игры. В паре можно предложить различные роли типа “простак”, “специалист”, “бухгалтер”, “оппонент”, “профессор”, “директор”, “технолог”, “Главный инженер” и т.п. С позиции данных ролей могут быть обсуждены различные вопросы, предлагаемые для обсуждения в записках или с экрана.

При оценке ответов “учителя” надо учитывать скорость реакции “учеников”. Наивысшую оценку получает ответ, не требующий наводящих вопросов, без задержки во времени.

Активизация коллективной творческой деятельности. Это заключительный этап в системе интенсивного обучения теоретическим дисциплинам. Активизация творческой деятельности на данном этапе существенно отличается от активизации на других этапах обучения. Необходимо не просто усвоить информацию, а изменить способы мыслительной деятельности, раскрепостить механизмы творчества, осуществить неалгоритмизированные ранее процессы.

Основные принципы этого этапа активизации - двухплановость процесса, глобальное использование всех средств воздействия на психику учащихся, индивидуальное обучение через групповое. Этап активизации коллективного творчества осуществляется в ситуации соревнования команд (бригад). Роль режиссера в таком соревновании может выполнять ЭВМ. При реализации данного этапа вся группа делится на две команды (бригады). Учащиеся садятся в кресла по команде, все задания и инструкции даются с помощью аудиовизуальных обучающих программ, при этом выбранные каждой командой капитаны способствуют оптимальной организации учебной деятельности. В курсе программы задается ситуация соревнования типа телевизионной передачи “КВН”, передачи “Что? Где? Когда”, “Многоборье” и т.п.

Сеанс коллективного творчества начинается с формирования двух равноценных команд (бригад) и выбора каждой командой своего капитана (бригадира). Затем формируется жюри, в состав которого входит преподаватель, а также представители команд.