Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 10


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

I. Под целью обучения понимается приобретение к концу обучения необходимых знаний, умений и навыков, определенных программой обучения для выполнения всех функций, предусмотренных квалификационными требованиями к данному специалисту.

II. Цель обучения - должна быть последовательной и логичной, не содержащей противоречий, четкой и не двусмысленной, четко реализуемой, легко наблюдаемой и отражающей потребность практики.

Только четкая цель всего процесса обучения, выраженная в виде модели специалиста (квалификационной характеристики, профессионально-должностых требований), может дать достаточно полную возможность отбора как номенклатуры учебных дисциплин или разделов дисциплин (учебный план), так и построение из них учебных предметов, курсов, разделов курсов и отдельных тем.

III. В содержании целей обучения должны быть отражены:

- объем умений и навыков с указанием вида (уровня) психической деятельности (память, мышление, анализ, синтез и др.);

- система (уровень) сформированности необходимых свойств знаний и умений (обобщенность, прочность, автоматизация и др.);

- система сдвигов в имеющихся знаниях и умениях, а также интеллектуальном развитии личности.

IV. Изменение целой приводит к:

- изменению содержания образования и обучения (изменение учебников, учебных планов и программ);

- изменению методов и организационных форм обучения (индивидуальная, групповая и коллективная формы обучения, очное или заочное, самообучение и др.);

- установлению новых взаимоотношений между преподавателями и учащимися.

VI. Классификация целей

а) по отношению к изучаемому предмету - общие (глобальные), промежуточные и конкретные (специфические);

б) по характеру - профессиональные, педагогические и воспитательные;

в) по уровню достижения результата (таксономия целей обучения) - познавательные, психомоторные и поведенческие (аффективные);

VII. Общие (глобальные) цели формируют объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся к концу обучения для выполнения всех профессиональных задач, стоящих перед ним (уровень профессиональной компетентности); общие цели разрабытываются органами образования с учетом  задач, стоящих перед ними

- частные (промежуточные) цели - содержат перечисление курсов или разделом, входящих в структуру конкретного цикла и уровень знаний, умений и навыко, которыми должен обладать учащийся в конце определенного периода обучения; разрабатываются кафедрами, осуществляющими учебный процесс

- конкретные (специфические) цели - перечень отдельных работ, заданий, навыков и др., обязательных для усвоения в процессе занятий. Разрабатывается кафедрами, осуществляющими учебный процесс

VIII. Этапы построения “дерева” целей

а) формирование проблемы;

б) образование группы экспертов;

в) классификация целей;

г) выбор вариантов (сценария) декомпозиция цели;

д) декомпозиция цели;

е) проверка целей на осуществимость и независимость;

ж) взвешивание целей;

з) практическое использование - “стыковка” деревьев.

IX. Последовательность “целевой” организации обучения:

а) описание обязанностей (модель специалиста, квалификационно-должностные требования) - что должен знать и уметь;

б) разработка программы достижения цели - чему должен научиться, что и как должен освоить;

в) организация учебной деятельности - разработка методов и форм организации обучения;

г) оценка результата обучения.

X. Таксономия целей обучения

а) познавательные цели:

1) знание (заучивание

- знание специфических, конкретных фактов, отдельных данных;

- знание обращения с отдельными фактами (данными);

- знание общих сведений, симвлов и абстракций в данной области;

2) понимание:

- перевод, интерпритация (разъяснение), экстрополяция;

3) применение;

4) анализ:

- анализ элементов, отношений, принципов внутренней организации;

5) синтез:

- разработка самостоятельной сообщения;

- составление плана и предполагаемой последовательности операций;

- вывод (дедукция);

б) психомоторые цели:

1) подражание, имтация;

2) манипуляция, практические упражнение, работа по образцу;

3) уточнение;

4) координация;

5) автоматизация;

в) поведенческие цели:

1) сосредоточение внимания (восприятие, осознавание, готовность принимать направленное, избирательное внимание);

2) реакция (несопротивление реагированию, удовлетворение от возможности реагировать);

3) оценка ценностей (принятие ценности, оказание предпочтения ценности, убежденность в ценности);

4) организация (интеграция ценностей, упорядочение ценностей, систематизация ценностей);

5) характеристика ценностей через ценность или систему ценностей (обобщенная установка, характеристика личности, жизненная устремленность).

XI. Критерии оценки подготовки специалиста.

А. Теоретические знания

- знание основных терминов, фактов, теорий, принципов, законов, методов и процедур;

- понимание всех этих терминов, фактов, законов и принципов;

- понимание и истолковывание имеющихся или полученных данных;

- умение решать вопросы, в том числе и организационные, входящие в компетенцию специалиста;

- умение обсудить и оценить ситуацию в целом;

- умение анализа и синтеза всех полученных данных.

Б. Профессиональная (эмоциональная) деятельность - отношения, привычки. оценка

- готовность взять на себя ответственность за принятое решение;

- проявление внимания и заботливое отношение к коллегам;

- трезвая оценка своих возможностей и ограничений как специалиста;

- способность войти в контакт с коллегами;

- умение постоянно соблюдать необходимые предосторожности в действиях;

- проявление любознательности в профессиональной деятельности;

- готовность использовать свои профессиональные знания и умения для пользы коллектива и всего общества в целом;

- потребность в систематическом обновлении знаний.


ЛЕКЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

I. Учебная лекция - одна из основных форм организации систематических учебных занятий в институтах, на которых учащиеся получают необходимую информацию по тому или иному разделу определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.