Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 20

IX. Технология предусматривает:

- индивидуальное решение задачи;

- активное участие всех участников в дискуссии при принятии решения в группе;

- обязательное пребывание каждого учащегося в роли лидера хотя бы один раз;

- активное участие в работе пленарного заседания.

X. Требования к преподавателю:

- понимать то, что говорят учащиеся;

- уметь руководить дискуссией;

- уметь дать анализ отдельных высказываний;

- уметь сделать заключение по всей дискуссии.

Для этого преподаватель должен четко представить себе цели, он должен быть компетентным в изучаемом учащимися вопросе и обладать педагогическим мастерством.

Преподаватель ни на минуту не должен забывать, что он не является движущей силой дискуссии - он только ее зачинатель, организатор, помощник учащихся.

К каждому занятию по методу “малых групп” преподаватель должен готовиться самым тщательным образом. На занятии ничто не должен внушать учащимся мысль, что преподавателю известно решение задачи. Напротив, во введении преподаватель может даже подчеркнуть, что решения у него нет, он знаком только с проблемой и сможет буть полезен учащимся в организации дискуссии.

Учащимся необходимо дать понять, что “подсказки” ждать не следует, что задачу придется решать самостоятельно.

Если учащийся приходит к иным выводам, сделанным самим  преподавателем, он должен попытаться избежать критических оценок (особенно поучающим тоном). Гораздо корректнее и правильнее сопоставить отдельные высказывания, чтобы оценку им дали сами учащиеся.

Даже в тех случаях, когда преподаватель абсолютно уверен в научной добротности своего мнения, он должен высказывать осторожно, как свое личное мнение, чтобы не нарушать атмосферу дискуссии. Если и есть крайняя необходимость переубедить аудиторию, то сделать это должны мысли, доводы, аргументы, а не амломб, авторитет и др.

На каждое сомнительное с точки зрения преподавателя высказываение следует выносить на обсуждение, достаточно на них остановиться в заключении.

XI. Принципы работы в подгруппе.

Для работы в подгруппе прежде всего избирается лидер. По решению группы лидер может быть избран для решения одной задачи или класса задач одной темы. Очень важно, чтобы в процессе работы каждый из учащихся хотя бы один раз побыл в роли лидера. Лидер способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Он должен сам вести дискуссию в группе, организовать временные этапы работы группы, распределять роли (кто пишет на доске, кто считает, кто оформляет результаты) и др., приобретая или совершенствуя таким образом управленческие умения, необходимые любому специалисту.

При работе в группе должен соблюдаться точный регламент времени, данного на проведение этапов задания, в противном случае группа может не уложиться во времени и придетсмя идти на пленарное заседание с нерешенной задачей или с неоформленным ее решением, что может неблагоприятно сказываться на моральном состоянии группы, в особенности если другие группы успели решить задау хорошо и хорошо представили свое решение на пленарном заседании.

Для принятия общего решения в группе могут быть использованы методы “мозговой атаки”.

В группе каждый учащийся должен уметь обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважая при этом решение коллектива. Во время дискуссии в группе каждый учащийся высказывает свое мнение обязательно. Таким образом, знания каждого, принимаеющего участие в дискуссии и в работе группы, пополняются знаниями остальных.

Малое число участников в группе позволяет за короткий срок высказать свое мнение участникам, что практически невозможно при проведении дискуссии со всеми учащимися одновременно.

XII. Советы преподавателям.

А. До занятия:

- выбери тематику, которую целесообразно отработать методом “малых групп” (решение конкретной задачи по диагностике или тактике, решение какого-либо организационного вопроса, определение приоритетности целей и др.);

- определи цели, которых слушатели должны достигнуть к концу данного занятия (знания, умения, установки);

- составь задачу, основываясь на литературных данных, материале фирмы или другой базы или на собственном опыте. Задача может иметь один или несколько этапов решения. Желательно, чтобы она как можно более точно моделировала условия джеятедьности производства, фирмы и т.д.;

- определи количество заданий по данной теме;

- составь задание по следующей форме:

1.Обоснование (значимость данной задачи, некоторые теоретические данные).

2.Учебные цели (в конце занятия учащийся должен уметь: ................................................., знать .........................................................).

3.Этапы:   а. ознакомление с задачей индивидуально,

б. принятие решения самостоятельно,

в. принятие общего решения в группе,

г. оформление решения на бумаге, пленке или другим способом для доклада на пленарном заседании,

д. доклад на пленарном заседании.

4.Время в минутах на каждый этап с учетом общего времени:

этап а - 10 минут.

этап б - 15 минут и д.т.

5.Ожидаемый результат (оформление графическое или другое решение поставленой задачи).

6.Материалы, необходимые для успешного решения представленной задачи.

- подбери материалы по каждому заданию, предлагающие все возможные варианты решения данной задачи;

- подготовь техническое оснащение:

а) количество учебных комнат по числу групп,

б) фломастеры для бумаги или для пленки,

в) кодоскопы в каждой учебной комнате или доски,

г) бумагу, карандаш, ластики, скрепки для каждой группы,

д) пленки для кодоскопов.

Б. Во время занятия:

- раздели учащихся на 3-4 подгруппы (не по желанию, можно по списку, но лучше с учетом возраста, стажа и др. факторов, сделать группы разнородными по составу);

- расскажи цели и принципы работы в группе;

- раздай задание всем учащимся (обязательно каждому);

- предоставь группам в отдельных помещениях работать самостоятельно. Не вмешивайся в дискуссию в группах. Возьми на себя роль наблюдателя;

- точно в назначенное время собери группы на пленарное заседание;