Ответы на экзаменационные вопросы № 1-80 по дисциплине "Теплогазоснабжение и вентиляция" (Краткий исторический обзор развития насосо-вентиляторостроения. Производительность поршневых компрессоров), страница 6

Эта сила заставит выйти жидкость из межлопаточного пространства. Движение ж-ти непрерывное, т.е. в каждом межлопаточном пр-ве формируется непрерывный поток, направленный от оси вращения к периферии раб. колеса. Это движение по радиусу (отсюда и название). Так как расход по направлению движения колеса увеличивается, то канал делают расширяющимся.

Этот нагнетатель не реверсивен. Самое широкое распространение. «+»: большой КПД (насосы до 93%, вени. – до 89%). Диапозон производительности от нескольких куб. дм до млн. куб. метров ( в час), диаметр раб. колеса – от 2 дм до 5 м. «-»: направление входа и выхода ж=ти составляет прямой угол.


8. Схема, принцип действия, конструктивные элементы, достоинства и недостатки осевых  нагнетателей.

1 – ступица с обтекателем, 2- лопатки, 3 – вал, 4- обечайка (корпус).

Принцип действия основан на силовом воздействии наклонно установленных лопаток с потоком перемещаемой среды. Назначение нагнетателя – повышение энергии жидкости: потенциальной и кинетической. Повышение потенциальной энергии выражается в том, что за рабочим колесом статическое давление больше, чем до рабочего колеса. Перепад статического давления может формироваться из-за неодинаковых условий обтекания лопаток набегающим потоком жидкости. Если со стороны одной из плоскостей лопатки скорость движения потока будет выше, чем со стороны другой плоскости, то в соответствии с законом сохранения энергии увеличение скорости приводит к снижению статического давления. Кроме того, перемещение лопатки в инерционной жидкости создает перед ней область повышенного давления, а за ней зону разрежения. Это явление тоже является одной из причин формирования перепада давления на рабочем колесе. При прохождении жидкости через рабочее колесо может увеличиваться и кинетическая энергия потока – за счет увеличения скорости путем закрутки потока при прохождении через рабочее колесо, а так же за счет силового взаимодействия лопаток рабочего колеса с перемещаемой жидкостью.

Нагнетатель применяется для перемещения капельных и газообразных жидкостей. Изменение направления вращения рабочего колеса приводит к изменению направления перемещения потока. Нагнетатель реверсивен. В зависимости от формы сечения лопаток прямой и обратный потоки при применении реверса могут быть неодинаковыми по величине. Лучшие образцы  лопаток имеют поперечное сечение как у крыла самолета. Осевой нагнетатель прост в изготовлении, удобен в компоновке с сетями, т.к. может быть врезан в любой прямолинейный участок трубопровода. Массогабаритные показатели у них при равной производительности в несколько раз ниже, чем у радиальных. Однако они развивают меньшее давление (напор), чем радиальные. Его нельзя применять при перемещении пыли, взрывопожароопасных газов и т.д.


9. Схема, принцип действия, конструктивные элементы, достоинства и недостатки диаметральных нагнетателей.

Входящие во всасывающий патрубок потоки воздуха в процессе взаимодействия с кольцевым вихрем, формируемым вращающимся рабочим колесом, прижимаются к нижней части корпуса. В результате силового взаимодействия с лопатками рабочего колеса в этой зоне потоки воздуха перемещаются в нагнетательный патрубок вентилятора. Общий характер движения воздуха при взаимодействии с рабочим колесом приблизительно совпадает с направлением диаметра. Отсюда и название вентилятора – диаметральный. Вклад в повышение энергетических параметров воздуха в вентиляторе вносит взаимодействие, характерное для осевых нагнетателей. Это просматривается при анализе положения лопаток в верхней части колеса. Такое взаимодействие частиц воздуха и лопаток способствует переносу воздуха из всасывающего патрубка во внутреннюю полость рабочего колеса и повышению в ней давления. При этом потоки воздуха после отскока от лопаток направляются преимущественно в нижнюю часть внутренней полости. Положение лопаток уже в области нагнетающего патрубка позволяет утверждать, что силовое взаимодействие, характерное для осевых нагнетателей, возможно и в этой части нагнетателя. Вклад в повышение энергии перемещаемого потока вносит и центробежная сила. Корпус на некотором участке дуги рабочего колеса имеет цилиндрическую форму и располагается с малым отступом от него. По этой причине воздух, находящийся в межлопаточном пространстве, практически локализован корпусом. Закрутка его рабочим колесом приводит к формированию центробежной силы, которая и инициирует выход его из колеса в области нагнетающего патрубка. Нагнетатель не реверсивен.