Проблемы асимметрии в Российской Федерации

Страницы работы

Содержание работы

2.1. Основные факторы асимметрии в современной России.

Для анализа процессов асимметрии в современной России необходимо провести анализ государственного устройства Советского Союза. Т.к. в советский период были созданы регионы нового типа, а именно национальные автономии. Провозгласив тем самым право наций на самоопределение. Что впоследствии отразилось на процессе становления российского федерализма и развития процессов асимметрии. Бывшие национальные автономии, а ныне республики, стали претендовать на особый статус в составе РФ.

Официальная история Федерации и развития процессов асимметрии  в России начинается с принятием Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа [1]. Россия провозглашается федеративным государством, созданным «на основе свободного союза свободных наций, как советских национальных республик».  Несмотря на формальное конституционно-правовое закрепление федеративного устройства, РСФСР того времени сложно рассматривать в качестве реальной федерации. Конституцией РСФСР 1918 г. субъектами Федерации признавались только автономные образования (автономные республики и автономные области), однако наличие их в структуре государства не противоречило его унитарному характеру. РСФСР, подобно Российской империи, было унитарным, централизованным государством с автономиями, образованными по национальному признаку. Под вывеской федерализма в стране была реализована модель автономизации [2]. Данная модель характеризуется следующими особенностями:

1. Создание национальных автономий. Были провозглашены право народов и наций на самоопределение, равенство и суверенитет, и провозглашен социалистический федерализм. Таким образом, был сформирован состав СССР и в него вошли: союзные республики, автономные республики и автономные образования, представленные автономными областями и автономными округами.

Союзная республика объявлялась суверенным государством. Формально осуществляла государственную власть на своей территории самостоятельно. Союзная республика имела свою Конституцию, которая учитывала особенности республики. Союзная республика самостоятельно определяла своё административно-территориальное устройство, имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Автономная республика находилась в составе союзной республики.  Как автономия АССР государством обладающим суверенитетом, не была. При отсутствии суверенитета представляла собой государственно-подобное образование. Самостоятельно решала вопросы, относящиеся к её ведению. Имела свою Конституцию, которая учитывала особенности автономной республики.

К советским автономным образованиям в составе ряда союзных республик относились также автономные области и национальные округа. Автономные области образовывали такие административно территориальные образования, которые характеризовались особенностями своего исторического развития, национального состава и быта населения, особым порядком регулирования её образования  детальности. Автономные области входили в состав союзной республики непосредственно или через край (в РСФСР) на началах автономии. Образование первых автономных областей (Чувашская, Марийская и др.) относилось к 1920г. к концу 1925г. их было уже 25. По мере своего развития некоторые из автономных областей преобразовались в автономные республики. Из 16 автономных республик, находившихся в составе РСФСР, 11 ранее были автономными областями [3].

Автономный округ – были только в РСФСР. Как административно-территориальная единица национальные округ призван объединять малые народы Севера и Дальнего Востока, отличающихся особенностями быта, языка, направлением хозяйственной деятельности. Правовой статус национального округа определялся специальным нормативно – правовым актом – «Положением о национальных округах», которое разрабатывалось высшими органами государственной власти. Органы государственной власти государственного управления, общественные организации, суд, школа, культурно-просветительные учреждения, другие организации и учреждения в национальных учреждениях, так же, как в АССР и в автономных областях, могли наряду с русскими пользоваться языками коренного населения.

2.Наличие в составе СССР «двойных» федераций. Республики РСФСР и ЗСФСР формально числились федерациями. Тем самым было зафиксировано существование беспрецедентной государственно-правовой структуры, которая допускала, когда федерация, являясь членом союзного государства, находится в федеративных отношениях и связях с иной федеративной инстанцией – самим союзным государством. Союзные и республиканские конституционный акты не предусматривали принципы и механизмы урегулирования такого рода отношений.

Похожие материалы

Информация о работе