Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 16

2. Внутренняя реорганизация территории и создание новых регионов в новых границах. Закон ориентирован только на слияние, укрупнение, объединение двух и более граничащих субъектов РФ. Разделение субъектов на части и создание новых субъектов по частям не допускается. При создании нового региона за счет укрупнения используется принцип народного волеизъявления (во всех субъектах которые участвуют в процессе объединения, проводится референдум). Необходимо согласие Федерального Центра и заинтересованных субъектов Федерации. Элиты должны приготовить мотивированное предложение Президенту РФ по объединению и о его последствиях, окончательное решение принадлежит Федеральному центру. И если предложение по объединению поддержат, то в субъектах может быть проведен референдум. Далее создается Федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта.

Примером внутренней реорганизации территории служат: а) объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Были проведены с подачи федеральных и региональных органов власти референдумы об объединении субъектов РФ в единый субъект Федерации с новым названием Пермский край. 25 марта 2004 г. был принят соответствующий Федеральный конституционный закон «Об образовании в Российской Федерации нового субъекта – Пермского края», который вступил в силу 1 декабря 2005 г. б) Впоследствии референдумы об объединении состоялись: в Таймырском, Эвенкийском автономных округах и Красноярском крае (с 1 января 2007 г. существует новый субъект РФ – Красноярский край).

в) Также референдум состоялся в Корякском автономном округе и Камчатской области (и 1 июля 2007 г. вместо них на политико-административной карте России появился Камчатский край).

г) а в 2008 г. в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Иркутской области (с 1 января 2008 г. новым субъектом стала Иркутская область). И в Агинском Бурятском автономном округе и Читинской области (с 1 марта 2008 г. новым субъектом является Забайкальский край).

В вопросе укрупнения регионов не всё так просто, этот процесс может нести как положительные, так и отрицательные последствия в целом для российской государственности.

Сторонники процесса укрупнения регионов утверждают, что данный процесс способен обеспечить конкурентоспособность региональных хозяйств, минимизирует непроизводительные расходы, позволив в полной мере использовать «эффект масштаба». Любой же эффект масштаба имеет определенные разумные экономические мотивируемые пределы. В противном случае логическое развитие идеи «эффекта масштаба» требует даже не укрупнения регионов, а их ликвидации (одна Россия – один регион).

Идее укрупнения регионов сопутствует убежденность, что объединительные процессы существенно повысят эффективность управления социально-экономическим развитием на всех уровнях, снизив его удельные затраты. В результате укрупнения с технической точки зрения процедуры взаимодействия Федерации и её субъектов существенно упростятся (в осуществление задач финансового выравнивания). Имеющиеся сегодня огромные разрывы в уровне бюджетной обеспеченности российских регионов после укрупнения формально существенно сократятся. Во вновь сформированных (укрупненных) регионах неизбежно придется создавать субрегиональные структуры государственного управления где-то в пределах прежних регионов и их столиц (т.е. оставлять весь старый аппарат управления, но в новом обличье). А значит, вся надежда получить экономию на управленческих расходах окажется напрасной.

Ещё один аргумент в пользу укрупнения регионов базируется на предположении, что рассматриваемый процесс отвечает стратегическим интересам федерального центра как гаранта целостности и безопасности страны. Однако экономико-правовые реалии заставляют усомниться в достоверности такого предположения. Так как множественность субъектов Федерации может рассматриваться не только как зло, но и как благо. Потому что множественность обеспечивает федеральному центру возможность маневра. Руководство страны в случае конфликта с одними регионами способно привлекать в качестве союзника другие регионы, интересы которых на данный момент не совпадают с интересами конфликтующих субъектов Федерации.