Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 10

2.2. Развитие процессов асимметрии в современной России.

Россия как федеративное государство возникла на основе реформирования РСФСР и в силу этого формально стала её правопреемницей. Государственная территория РСФСР с её политико-территориальными образованиями (автономиями) и административно-территориальными частями (краями, областями, районами, городами, поселками, селами и деревнями) стала с теми же политико-территориальными и административными единицами государственной территорией Российской Федерации. Автором выделяются следующие этапы развития процессов асимметрии в современной России (См. Приложение №17).

I. Этап «асимметрия» как наследие советского союза, смещение баланса в сторону регионов.Временной период первого этапа с1990 г. – 1993 г., этап характеризуется следующими особенностями: 1) наследование асимметричности территориально-государственного устройства Советского союза;  2) обострение отношений регионов с федеральным центром в связи с провозглашением суверенитетов республик; 4) подписание федеративного договора о разграничении полномочий между субъектами РФ и Федеральным центром, который закладывал основы асимметрии Российской Федерации.

1. Наследование асимметричности территориально-государственного устройства Советского союза. Причины асимметрии уходили корнями в советский период, когда Россия представляла собой асимметричную федерацию, которая делилась на пользующиеся автономией национально-территориальные образования и «обычные» территориальные образования. В процессе распада СССР, который представлял борьбу регионов – каждого на своем уровне за повышение своего политического статуса, российские республики претендовали на статус союзных республик, или на сохранение особого – более высокого статуса в составе России. А именно Татарстан и Башкортостан выступили с инициативой самостоятельно, на правах союзных республик, участвовать в подготовке и подписании Союзного договора, т.е. стали претендовать на субъектность уже в иной федерации – Союзе суверенных государств [19].

В этой ситуации возникает особая модель территориально асимметричного баланса. И страна делится на два «домена», каждый характеризуется своим балансом отношений «центр-регион».

· Первый домен составляют национальные республики, в них региональная власть формируется без вмешательства федерального центра, и они постепенно переходят к модели выборного президента (главы) республики. Самостоятельное региональное самоуправление характеризовало 19 российских республик, а после образования Ингушетии и проведения там выборов – 20. В эту группу вошли и два города федерального значения, где в 1991 г. прошли выборы мэров.

· Второй домен составляли почти все остальные регионы – края, области и национально-территориальные образования второго уровня, которые входят в состав краев и областей и не получившие в 1991 г. республиканского статуса (автономная область и автономные округа). К этой части страны относилось численное большинство – 67 регионов, в которых проживала большая часть российского населения.

Смещение баланса в сторону регионов на территории национальных республик и городов федерального значения было компенсировано установлением вертикали исполнительной власти на остальной территории страны.

2. Обострение отношений регионов с федеральным центром в связи с провозглашением суверенитетов республик. Точкой отсчета так называемого «парада суверенитетов» считается заявление Б.Н. Ельцина главы Верховного Совета РСФСР 6 августа 1990 года, которое он сделал в Уфе: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Таким образом, Республики провозглашались носителями суверенитета, получая, таким образом, фактически повышенный статус. При этом вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава Российской Федерации, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров [20]. Этот процесс затронул как союзные республики, так и республики в составе РСФСР. В декларациях о суверенитете республики использовали новые названия, изымая слово «автономная», которое подчеркивало связь с Россией. Также декларировалось право народа на самоопределение, и республика объявлялась национальным государством.