3. Реализация модели автономизации, в унитарном централизованном государстве с автономиями, образованными по национальному признаку. Федерализм виделся советской власти временной мерой решения национального вопроса. Уже 1922 г. вопросами государственного строительства начинает заниматься Сталин, при внешней поддержке идей федерализма успешно претворял в жизнь собственный план «автономизации» (т.е. превращение России в унитарное государство с элементами автономии). И считал, что пролетариат должен оценивать целесообразность отделения и выступать протии этого права, а национально-культурная автономия представляет собой «утонченный вид национализма» [4]. Субъектный состав РСФСР не был постоянным. Сталинская национальная политика подразумевала постоянную корректировку статуса этнических групп и ареала их проживания – ликвидация автономной республики Немцев Поволжья, Чечено-Ингушской автономной республики.
Сам союз хоть и состоял из союзных республик, которые отдаленно напоминали субъекты федерации, не может быть отнесен к разряду полноценных федеративных государств. Советский федерализм был разновидностью унитаризма, допускавшего автономию национально территориальных образований.Этнизация федерализма на деле обернулась неравноправием субъектов Федерации и лишением их того самого самоопределения, о котором так долго говорили большевики.
А данные факты могут означать только то, что Россия после обретения суверенитета не могла не сохранять атрибуты формально-федеративной федерализации России государственности советского типа. Данное обстоятельство, отразилось на предельно противоречивом характере в период после принятия Конституции 1993 г [5].
Конституция РФ 1993 г. говорит о равноправии субъектов РФ между собой и во взаимоотношениях с федеральным центром, и это закреплено в статье 5 Конституции Российской Федерации. Данная статья в ч.1 закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации, а в ч.4 говорится, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Также это подчеркивает порядок формирования Совета Федерации РФ, В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации [6]. Что и определяет Российскую Федерацию как формально симметричную.
Но фактически специалисты отмечают, что специфика развития федеративных отношений в РФ такова, регионы РФ не имеют равного статуса между собой и во взаимоотношениях с Федеральным центром. Что позволяет им говорить об асимметричной модели российского федерализма.
Рассмотрим данный вопрос исходя из понятия Асимметричной модели, которая предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.
Проведенный анализ позволил автору выявить основные два фактора, в результате которых складывалась фактическая асимметрия в Российской Федерации: (См.Приложение №1)
I. Политический фактор. Который складывался из 1) Статусной асимметрии; 2) Асимметрии, которая формировалась вследствие заключения индивидуальных договоров с субъектами.
1) Статусная асимметрия. Исходя из Конституции РФ, в рамках федерации существует шесть видов субъектов РФ, которые были сформированы по двум основным критериям: национальному и территориально-демографическому;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.