Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 15

Жесткое следование федерального центра принципам верховенства российского законодательства сделало особый статус республик в значительной мере формальным и декларативным. В ситуации укрепления институтов централизованного контроля основная часть республик отказалась от использования формулировок государственного суверенитета и согласилась с принципом равноправия. Но те республики, которые являлись наиболее активными сторонниками суверенизации, на этом этапе предпочли сохранить формулировки о своем суверенитете, использовав при этом норму ограниченного суверенитета, что предполагает использование суверенитета в рамках своих полномочий. Такая норма введена в обновленные конституции Татарстана и Чеченской Республики.

Период суверенизации большинства республик завершился к 2002г. Статус республик как суверенных государств к тому времени и так стал декларативным, т.к. противоречил российскому законодательству и не имел поддержки международного сообщества. Республики сохранили лишь отдельные отличительные черты, которые предусмотрены российской конституцией.

Но минимум две республики – Чечня и Татарстан продолжают претендовать на особый статус в составе РФ. По мнению многих экспертов, сделать их статус идентичным статусу даже других республик, не говоря о «русских» регионах, в существующей этнополитической ситуации практически невозможно. Кроме того существует проблема Калининградской области, которая претендует на особый статус в составе РФ, а именно статус «заграничной территории».

2.  Российское законодательство с 2003 г. предусматривает заключение индивидуальных договоров о разграничении полномочий, но призвано ограничить применение этой практики. И выработаны принципы заключения индивидуальных договоров: а) принцип особых условий. В соответствии с законом 26.7 об общих принципах организации региональной власти, «заключение договоров о разграничении полномочий допускается, в случае, если это обусловлено экономическим, географическими, иными особенностями субъекта РФ», национальная специфика не оговаривается как признак особой региональной ситуации;

б)  принцип федерального контроля. Предусмотрена ратификация договора федеральным парламентом. Государственная дума утверждает договор посредством федерального закона; в) принцип сдержек и противовесов. Договор должен быть утвержден региональным законодательным собранием;

г)  принцип временных ограничений. Предполагается, что срок  действия договора составляет не более 10 лет. 

Наличие самой возможности разграничивать полномочия в индивидуальном порядке по-прежнему стимулируют интерес к этой практике со стороны регионов,  сочетающих национальную специфику и определенный экономический потенциал.

3. Объединение субъектов, с целью сокращения региональной асимметрии. И это стало возможно после подписания 17 декабря 2001 г. Федерального конституционного закона «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ», который в ст. 10-13 сформулировал все основные действия (условия, требования), обеспечивающие укрупнение любого субъекта РФ. Согласно закону новый субъект федерации может появиться в двух случаях:

1. Инкорпорации территории иностранного государства, В состав России на правах субъекта РФ может войти иностранное государство или его часть при этом присоединение части этого государства не возможно без согласия иностранного государства. Включающиеся территории утверждаются международным договоров и предполагают взаимное согласие. Международный договор должен определить статус нового региона, какой он получит в составе РФ. Далее издается Федеральный конституционный закон.