Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 4

Конституция РФ, закрепляя республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа в качестве субъектов Российской Федерации, признает их равноправными провозглашает равноправие всех субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Данными предписаниями Конституция РФ юридически устанавливает, казалось бы, одинаковый правовой статус всех субъектов федерации. Однако, наряду с этим конституционные нормы предписывают и иное. В частности, ч. 5 ст. 66 Конституции РФ предоставляет право на изменение статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию России и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Но если все субъекты обладают равным правовым статусом, то возникает вопрос, существует ли практическая необходимость в изменении статуса субъекта? А значит, статья 66 Конституции РФ входит в противоречие со статьей 5 Конституции РФ, и указывает на то, что субъекты РФ имеют разный статус и правовое положение.

Республика как субъект «высшего порядка» имеет свою конституцию (ст. 66 Конституции РФ), в то время как другие субъекты — устав (ч. 2 и 3 ст. 5); республика вправе устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68), иным субъектам федерации такое право не предоставлено. Конституция РФ подобными предписаниями как бы «принижает» статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа, ставит их на более низкую ступень по сравнению с республикой, в противовес своей норме о равноправии субъектов федерации [10].

Отсюда следует, что нормы Конституции РФ, закрепляющие статус субъектов Российской Федерации, не способствуют практическому достижению их равноправия. Получается, с одной стороны, она закладывает потенциальный механизм выравнивания статуса субъектов и выводит их равноправными членами федерации, а с другой — устанавливает основу для их неодинакового правового положения.

Так в Конституции РФ заложена проблема сложносоставных «матрешечных» субъектов Федерации, [11] когда одни субъекты (прежде всего национальные округа) территориально входят в состав других (прежде всего краев), и являются при этом самостоятельными субъектами РФ. Наличие таких регионов является специфической и уникальной особенностью Российской Федерации. Из норм Основного закона следует, что область или край, в состав которых входит автономный округ, полностью равны в своих конституционных правах автономному округу, несмотря на то, что последний является их составной частью. Подобный феномен равенства целого и его части существует только в России в мировой практике не известен [12].

2) Асимметрия, которая формировалась при заключении индивидуальных договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, породивших тенденцию формирования фактически индивидуализированного статуса у каждого отдельно взятого субъекта.

Кроме закрепленных в Конституции РФ оснований для нарушения принципа равноправности субъектов Российской Федерации, существуют основания которые в соглашениях и индивидуальных договорах [13].

Индивидуальные договора являются особой формой разграничения полномочий между центром и регионами в России, которые подписываются центром с конкретным регионом. Эта форма разграничения полномочий предусмотрена конституцией и активно использовалась на этапе 1994-1998 гг.  [14].  Индивидуальные договора были предназначены для национальных республик и предполагали их наделение большим объемом полномочий в сравнении с другими регионами, не редко в нарушение федерального законодательства. Если говорить о тех регионах, которые получили особые экономические полномочия, здесь идет речь о сочетании национального фактора и экономического, а именно мощная ресурсная база, которая стимулировала его амбиции. А также о клиентелизме в отношениях между столичной и региональной элитами. Первый договор был заключен с Татарстаном в 1994г. В 1994-1995 гг. договора заключались только с республиками и в небольшом количестве, а именно с Кабардино-Балкарией, Башкирией, Северной Осетией, Якутией, Бурятией.