Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 9

5) Региональные различия инвестиционной и инновационной активности. Факторы которые определяют инвестиционную активность в регионе, а, следовательно и потенциальную возможность инноваций, шире по сравнению с факторами, которые определяют инновационный потенциал региона. Регионы можно разбить на группы по принципу единства факторов, которые в наибольшей степени влияют на уровень инвестиционной привлекательности, или тормозящие инвестиционный процесс на его территории. (См. Приложение №14) Самые высокие показатели инвестиций в основной капитал (См. Приложение №15) на протяжении последних лет устойчиво имеют высокоспециализированные сырьевые регионы с выраженной экспортной ориентацией региональных хозяйственных комплексов. А самые низкие показатели в тех регионах, где инвестиционный потенциал определяют внеэкономические факторы, которые повышают инвестиционный риск. Условия для реальных инвестиций будут определяться успешность государственного урегулирования политических, межнациональных и пограничных проблем.

Так за 2010 год наблюдается сокращение прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в Россию по сравнению с 2008 г. Сопоставимые потери имеют и федеральные города, особенно Санкт-Петербург (См. Приложение №16) Только Калужская и Ленинградская области остаются привлекательными для иностранных инвесторов. К сожалению, закончилась «история успеха» Сахалина, его доля в общем объеме ПИИ в Россию сократилась с 16% в первом полу годии 2008 г. до 6% в первом полугодии 2010 г.

Вывод: Россию справедливо относят к типу асимметричных, «постсоциалистических» федераций, где существуют ярко выраженные национальные и обычные регионы. Российская Федерация представляет собой, так называемую формальную асимметрию (асимметрия субъектов федерации), которая описывает такую структуру федеративного государства, при которой главным источником асимметрии является очевидное (т.е. юридически закрепленное в конституциях и законах) неравноправие субъектов федерации. Ключевым моментом здесь является отсутствие равноправия субъектов федерации, а не их равенства, так как фактическое равенство недостижимо, а попытки его достижения весьма сомнительны.    Исходя из политического фактора становления асимметрии, данная разновидность проявляется, как правило, в форме наличия в составе федерации различных по своему статусу субъектов. По факту мы имеем 6 видов субъектов Федерации: республики, края, области, 2 города федерального значения, автономную область и автономные округа. Которые различны по своему статусу, и во взаимоотношениях с Федеральным центром. Практика заключения индивидуальных договоров указывает нам на возможность разграничивать полномочия в индивидуальном порядке, тем самым стимулируя интерес регионов. Несмотря на то, что содержание договоров уже не предполагает получения обширных экономических полномочий. Но указывает на возможность подчеркнуть национальную специфику и экономический потенциал.

Исходя из экономического фактора, становления асимметрии, примером служит дифференциация регионов по экономическому потенциалу. Что говорит о появление в стране регионов-лидеров и депрессивных субъектов РФ. Основная цель проводимой в РФ региональной экономической политики – сглаживание существующих межрегиональных социально-экономических различий, что, главным образом проявляется в перераспределении ресурсов между субъектами РФ. Одно из главных направлений такого перераспределения – финансирование различных отраслей экономики по линии соответствующих федеральных министерств и ведомств, притом, что территориально закреплённые расходы составляют основную долю расходов федерального бюджета. В условиях существенно разной динамики, важным является вопрос об уровне эффективного действия модели финансового выравнивания (система финансовой федеральной помощи). Анализ соотношения поступлений в бюджеты субъектов РФ показывает, что они индивидуальны для каждого региона. И выделяются регионы с особыми межбюджетными отношениями, которые обусловлены политическими приоритетами федеральных властей.