Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 8

Анализ соотношения разных видов поступлений в бюджеты субъектов РФ показывает, что они индивидуальны для каждого региона. Даже в группе высокодотационных регионов, где основной выравнивающий инструментдотации из ФФПР,  Чеченская Республика получала дополнительную помощь в виде дотаций на сбалансированность и субсидий на реализацию ФЦП, значительно превосходящую по объему дотации на выравнивание. В средне- и более развитых регионах структура перечислений из федерального бюджета также существенно различается. Можно выделить регионы с особыми межбюджетными отношениями, которые обусловлены либо политическими приоритетами федеральных властей, либо продолжающими выплатами за объединение с автономными округами (Красноярский и Камчатский края), либо  компенсациями выпадающих доходов бюджетов региона после ухода зарегистрированной в нем компании, применявшей схемы  налоговой оптимизации (Чукотский АО).

4) Инновационный потенциал регионов. Влияние региональной экономической среды на процессы, как генерирования инноваций, так и их внедрения очень велико. Интенсивность внедрения инноваций определяется в первую очередь уровнем инвестиционной активности. Большая часть факторов, определяющих этот уровень, имеет региональный характер, а именно:

· Геополитическое положение региона;

·  Его природно-ресурсный, производственный и финансовый потенциал;

· Состояние региональных товарных рынков;

· Уровень развития рыночной инфраструктуры;

· Особенности режима инвестирования,  установленные органами власти субъекта РФ;

· Неурегулированность межнациональных отношений;

· Экологическая ситуация.

Первые три группы факторов определяют инвестиционный потенциал региона, остальные – условия деятельности инвестора (степень инвестиционного риска).

Инновационный потенциал региона можно оценить с помощью показателей удельного веса численности занятых исследованиями и разработками, а также имеющих высшее образование, в общей численности занятых в экономике; доле затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте и числу созданных передовых производственных технологий. Уровень инновационной активности характеризуется показателем числа использованных передовых производственных технологий, удельным весом инновационно-активных предприятий и долей затрат на технологические инновации в объеме производимой продукции.

Различия между регионами по инновационному потенциалу огромны и во много раз превышают различия в уровне социально-экономического развития. Если максимальный показатель среди регионов валового регионального продукта на душу населения превышает его минимальный уровень в 35,6 раз, то доле занятых исследованиями и разработками это различие составляет 192 раза по удельному весу затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте соответственно в 225 раз [17].

Оценка различий инновационного потенциала субъектов РФ с использованием экспертных оценок и формальных методов дисперсионного анализа позволяет сформировать группу регионов, которые способны выполнять функцию «доноров» инноваций для других субъектов РФ [18]. Эта группа регионов объединяет центры сосредоточения научного потенциала страны (города Москва, Санкт-Петербург, Калужская, Московская, Новосибирская обл.) и ряд «старопромышленных» центров России (Нижегородская, Самарская, Свердловская обл.) (См. Приложение №13)

Группа регионов, которые располагают достаточно развитым инновационным потенциалом и возможности активизации его, очень не многочисленна: восемь субъектов РФ, т.е. 10% от общего числа. Однако в экономике этих регионов занято 70% общей численности занятых исследованиями и разработками. Здесь же осуществляется 72% суммарных затрат на эти цели и создается около 60% передовых производственных технологий. Именно эти регионы располагают наиболее благоприятными условиями для развития «наукоградов» и «технопарков».

Для осуществления инновационного «рывка» необходимо не увеличение числа регионов – потенциальных доноров инноваций, а восстановление и создание условий для активизации и максимального наращивания инновационного потенциала регионов-лидеров, определяющих инновационный потенциал страны.