Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 17

4. Рост экономического неравенства регионов и зависимость их от федерального центра. В России отмечается значительная экономическая дифференциация. Современное расслоение между регионами сложилось в процессе перехода к рыночным отношениям и реализации курса либеральных реформ. В ситуации ослабления централизованного регулирования выделились регионы-лидеры, в основном – производители экспортного сырья и продукции первичного передела. На первые позиции вышел ведущий политический и финансовый центр в лице Москвы. Аналогичное расслоение произошло внутри субъектов федерации, которые поделились на более благополучные административные и индустриальные центры и неблагополучную периферию.

Ситуация с налоговыми доходами в России меняется с начала 21 в. Федеральный центр начал проводить политику частичной финансовой централизации, которая сочеталась с политической централизацией. Если на этапе 90-х гг.  мы говорили о распределение налоговых доходов между федеральным центром и регионами и об их соотношении «50 на 50», то на 2001 – 2004 гг. налоговые поступления составили 54 %, а на 2005 гг. – 70% налоговых поступлений в федеральный бюджет.  Сокращение налоговых доходов региональных бюджетов связанно:

1. Сокращение общего перечня налогов, которые могли бы применяться на региональном и местном уровнях.

2. Перераспределение федеральных налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами. С 2001 г. весь НДС целиком поступает в федеральный центр, а подоходный налог стал зачисляться целиком в региональный бюджет.

3. Изменение режима уплат акцизов (табак, алкоголь, нефть). Проведена централизация табачных акцизов, которые играли важную роль для бюджетов некоторых регионов.

4. В целом федеральный центр перераспределил финансовые ресурсы путем введения налога на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу газа с 2004 г. целиком зачисляется в федеральный бюджет. А поправки, принятые в августе 2004 г. в отношении налога на добычу нефти, определили долю регионов, начиная с 2005 г., в минимальные 5%. Такой поход ущемил интересы нефте- и газодобывающих регионов. А именно Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Тюменской области, Ненецкого АО и некоторые другие регионы.

5. 2004 г. отменен 5% налог с продаж, который полностью зачислялся в региональный бюджет, важным этот налог был для Москвы.

В это период дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). В первой половине 2009 г. объем дотаций  на снизился, небольшой рост начался только  во второй половине года. В целом за 2009 г. дотации на выравнивание обеспечили только 6% доходов бюджетов регионов (или 26% всех трансфертов).  Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов. регионов. Они выросли за 2009 г. более чем в 4 раза и достигли половины объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В среднем по регионам эти дотации составляют 3% доходов бюджетов регионов, но в Чукотском АО32%, в Чечне27%, в Камчатском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Мордовия11−15%. Дополнительное финансирование выделялось Калининградской области.  Что показывает не равный уровень распределения средств, который за частую зависит от влияния лоббизма или политических факторов. За 2010 год наблюдается сокращение прямых иностранных инвестиции  в Россию по сравнению с 2008 г.

Проводя политику финансовой централизации, федеральный центр использует принцип компенсации, перераспределения в пользу регионов другие налоги и платежи. Но, как показывает опыт, эта компенсация оказывается частичной или не удовлетворяет интересы конкретных регионов, которые теряют выпадающие доходы. В результате компенсации регионы ничего не выиграли. Центр видел свою задачу скорее в выравнивании бюджетной обеспеченности регионов, запуская механизм перераспределения средств.