Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 7

Регионы доноры в них преимущественно входят крупные кредитно-финансовые центры (Москва и С.-Петербург) и регионы, ориентированные на экспорт продукции, т. е. субъекты РФ, на территории которых располагаются:  крупные месторождения полезных ископаемых природный газ и нефть – Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и др.; руды чёрных, цветных металлов и химическое сырьё – Мурманская, Белгородская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Иркутская обл., Республика Саха (Якутия), Красноярский, Пермский края и др.; предприятия по первичной переработке полезных ископаемых, в т. ч крупные металлургические, нефти и газоперерабатывающие комбинаты, заводы по производству цветных металлов, теплоэлектростанции (Челябинская, Свердловская, Вологодская, Липецкая, Ленинградская, Нижегородская, Иркутская, Омская, Оренбургская, Тюменская, Белгородская, Самарская, Ярославская, Московская обл., Красноярский край, Пермский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и др.). Регионы лидеры являются основными поставщиками средств в федеральный бюджет, или т. н. донорами. (См. Приложение №8)

В группу депрессивных регионов (см. Приложение №9) входят субъекты РФ, специализирующиеся на производстве продукции сельского  хозяйства (области Центральной, Южной России, Черноземья), ВПК (Новосибирская обл., Удмуртия), большинство сев. территорий, а также слабо развитые в промышленном отношении субъекты РФ (республики Сев. Кавказа, Республика Тыва, Республика Алтай). (См. Приложение №10)

Структура средств федеральной финансовой помощи: (См. Приложение №11)

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), которые рассчитываются по формуле и зависят от уровня экономического развития регионов. В первой половине 2009 г. объем дотаций  на выравнивание даже снизился, небольшой рост начался только  в более спокойной второй половине года. В целом за 2009 г. дотации на выравнивание обеспечили только 6% доходов бюджетов регионов (или 26% всех трансфертов), их доля была максимальной в слаборазвитых республикахдо 60% в Тыве и 48−49% в Дагестане и Ингушетии.

2. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов. Второй по объему вид перечисленийдотации на поддержку сбалансированности бюджетов регионов. Они выросли за 2009 г. более чем в 4 раза и достигли половины объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В отличие от дотаций на выравнивание, которые рассчитываются по формуле, дотации на сбалансированность выделяются преимущественно в «ручном режиме» и нередко под влиянием лоббизма или политических факторов. В среднем по регионам эти дотации составляют 3% доходов бюджетов регионов, но в Чукотском АО32%, в Чечне27%, в Камчатском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Мордовия11−15%. Дополнительное финансирование выделялось для иных целейподдержки особой экономической зоны (Калининградская область), строительства объектов для проведения саммита АТЭС (Владивосток), восполнения потерь бюджета Чукотки после ухода Сибнефти и др.

3. Средства федеральной инвестиционной программы (выделяются средства на финансирование конкретных объектов и мероприятий). Субсидии на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП), на которые в среднем приходится 2% доходов регионов. Наиболее велика их доля в доходах бюджетов тех же регионов с особой федеральной поддержкойЧечни (26%), Приморского края (21%), Калининградской области (14%), и как ни странно, Калмыкии (14%) и Еврейской АО (12%).

4. Прочие дотации и субвенции (имеют целевые направления). (См. Приложение №12)

5. Федеральные мандаты