Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 12

В это же время ряд республик приняли конституции, которые вошли в глубокое противоречие с действующей Конституцией, что сказывалось на формировании реальных конституционно-правовых отношений между центром и регионами. В Конституции Чеченской Республики провозглашалось независимость Чечни от России. В ряде нормативно-правовых актов Республики Татарстан устанавливалось, что республика является субъектом международного права и строит свои отношения с РФ и другими республиками на основе равноправных договоров. В конституционных актах ряда республик – субъектов РФ было закреплено первенство республиканских конституций и законов над российскими. Около 30субъектов Федерации отказались вносить свою долю в федеральный бюджет и потребовали особого режима налогообложения и дополнительных федеральных субсидий. По специальным договорам с Министерством финансов РФ республики Якутия и Карелия формально перечисляли налоги в Федеральный центр, но реально 90% собираемого с их территории налога возвращалось в виде субвенций.

4. Региональные финансовые ресурсы. Важным общим показателем является перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и региональными уровнями. Основная характеристика 90-х гг. является постоянное перераспределение полномочий между центром и регионами, неустойчивость правого поля. Однако изначально было заложено, что полномочия налогового администрирования сосредоточены на федеральном уровне. В 1991 г. доля регионов в консолидированном бюджете Россия составляла 24%. В дальнейшем отмечается существенная децентрализация финансов, в связи с внесением поправки в бюджетный кодекс, согласно которой сложилось наиболее справедливое представление о распределении налогов между федеральным центром и регионами по принципу «50 на 50».

II. Закрепления формально симметричных отношений, с фактически усиливающейся асимметрией российских регионов. Временной период второго этапа с 1993 г. – до 1999 г., этап характеризуется следующими особенностями:1) принятие новой Конституции РФ, которая установила равноправие субъектов; 2) заключение индивидуальных договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, которые фактически формировали индивидуализированный статус у каждого субъекта РФ.

1. Принятие Конституции РФ 1993 г. ознаменовало важнейший этап, укрепления и развитие Федерации. Проблема статусной асимметрии была частично разрешена.

· Она закрепила принцип равноправия всех субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти впервые в ч.4 ст.5 Конституции РФ. Хоть и оставила за республиками ряд особых полномочий.

· В соответствии с Конституцией суверенитет Российской Федерации распространялся на всю её территорию.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. можно говорить об изменении статуса республик в сторону снижения.

Конституционно учрежденный Совет Федерации – палата Федерального Собрания РФ – стал выражать интересы каждого субъекта Федерации независимо от конституционно-правового статуса, количества населения через представляющих 2 членов – от законодательного и исполнительного органов субъекта. Что в свою очередь  говорит, о равном представительстве субъектов в национальном парламенте, указывая на их равноправие.

Представив равный объем полномочий субъектов Федерации в сфере совместного их с Федерацией ведения. Конституция РФ 1993 г. способствовала смягчению «асимметрии», которая устойчиво сложилась после принятия Федерального договора 1992 г.

2. Заключение индивидуальных договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и представителями власти субъектов всех видов. На втором этапе отношения между центром и регионами начали строиться на основе договоров и соглашений. Индивидуальные договора подписывались центром с конкретным регионом, изначально такие договора были предназначены для республик, наделяя их большим объемом полномочий наряду с другими регионами. А именно стоит говорить о наделении республик особыми экономическими полномочиями. На данном этапе больших экономических полномочий добились такие республики как Татарстан и Башкортостан. Дополнительно к индивидуальному договору проходило заключения соглашений [23].