Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 11

На данном этапе политическим обострением стал референдум о независимости в Татарстане, который привел к серьезному конфликту между Федеральным центром и крупнейшей по экономической мощи и численности населения республикой в составе РФ. И было ясно, что выход Республики Татарстан из состава России нарушит её территориальную целостность и политическое единство, поэтому он не допустим. Руководители Федерации в августе 1991 г. после избрания президентом Татарстана Минтемира Шаймиева предприняли ряд попыток свергнуть его. В ответ на это последовал со стороны в основном татарской части населения акт неповиновения, который послужил началом официального утверждения республики в качестве суверенной, независимой от центра. 15 октября 1991 г. в день 439-годовщины падения Казанского ханства пятнадцатитысячная толпа татарского населения с дрекольем и древками зеленых исламских знамен под крики «свобода» (азалтык) была готова приступить к взятию здания Верховного Совета, на заседании которого эмиссар Москвы С.М. Шахрай должен был объявить об отставке Шаймиева. В результате акт об отставке так и не был оглашен. На применение силы Центр так и не решился. Татарское население выиграло [21].

События в Татарстане и их последствия, носят знаковый характер перемен.    Слабость и неустойчивость Центра, его боязнь применения силы, помноженные на некомпетентность и личное своекорыстие чиновников и местных элит, - послужила благоприятной основой для фактического прихода к власти и утверждения в регионах новых элит, заменивших прежние партократические, как это и было в Татарстане и в ряде других национальных республиках.

3.  Подписание Федеративного договора о разграничении полномочий между субъектами РФ и Федеральным  центром, который закладывал основы асимметрии Российской Федерации. Асимметрия Российской Федерации была фактически признана на этом этапе федеральным центром. Об этом свидетельствует формат Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Он представлял три различных договора что, по сути, поделило федерацию на субъекты с тремя статусными уровнями:

1. с республиками в составе РФ, которые в договоре официально названы суверенными;

2. с краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург;

3. с автономной областью, автономными округами в составе РФ.

Федеральный договор не был подписан Татарстаном и Чечней. 

Процесс дележа предметов ведения не имел под собой серьезной аналитической и научной проработки. Это был «политический торг», в ходе которого все полномочия, которые становились предметом спора либо которые ни одна из сторон не хотела передавать другой, переходили к «совместным предметам ведения». В результате в «предметы ведения РФ попало около 50 титулов, в предметы совместного ведения – около 40 титулов. Предметы же ведения субъектов Федерации остались безграничны» [22].

А также на этом этапе Федеральный центр делал уступки  заключая  договора в пользу отдельных республик (так Республика Саха добивалась права оставлять в своем распоряжении значительную часть доходов от разработки на ее территории месторождений; под давлением властных органов Башкортостана в специальном приложении к договору закреплялись дополнительные полномочия в сфере контроля за внешней торговлей), которые  вели к все более усиливающейся асимметрии. Органы власти краев и областей начали борьбу за выравнивание своего положения, до изменения конституционно-правового статуса, примером этому попытка преобразования Свердловской области в Уральскую республику.