Важной политической функцией в России принято считать модель финансовой поддержки территорий. В условиях громадной финансово-экономической диспропорции и эта модель позволяет выравнивать бюджетную обеспеченность регионов за счет федеральной финансовой помощи, она называется перераспределительной моделью. В 1994 г. был создан Фонд финансовой поддержки регионов, через который в регион поступают трансферты. Регионы, которые получают трансферты, принято считать реципиентами. Некоторые регионы в значительной степени или даже полностью зависят от федеральной помощи. Важно то, что половина республик являются финансово зависимыми, что резко сокращает их политические притязания. Ярко выраженную группу высокодотационных субъектов составляют республики Северного Кавказа, рекордсмен Ингушетия. Таким образом, большинство национальных автономий находятся в полной зависимости от центра, включаю политически нестабильные регионы, претендовавшие на государственный суверенитет. Помимо трансфертной поддержки существует большое число каналов для финансирования региональных проектов, в том числе и регионов, которые не являются получателями дотаций. Так в 2004 г. одним из крупнейших получателей федеральной финансовой помощи были Москва, Татарстан и Башкирия, т.е. регионы, которые вполне благополучные и не получающие трансферты. Из этого следует, что федеральная помощь, которая направлена на выравнивание. Осуществляется не равномерно, и не является абсолютно действенным механизмом для снижения экономического неравенства российских регионов.
Вывод: На этапе 1990-1993 гг. отношения федерального центра и регионов в России приобрели критическую стадию. Ярко выраженная асимметричность, сложные взаимоотношения между центром и регионами РФ подвели страну к выбору: возрождение централизованного унитарного государства, или распад России, и более приемлемым вариантом стало построение новых федеративных отношений, которые смогут уравновесить отношения между центром и регионами РФ. Одной из причин асимметрии на данном этапе преемственность административно-территориального деления Советского союза, когда Россия представляла собой асимметричную федерацию, которая делилась на пользующиеся автономией национально-территориальные образования и «обычные» территориальные образования. В процессе распада СССР, российские республики претендовали на статус союзных республик, или на сохранение особого – более высокого статуса в составе России. Обострением отношений регионов с федеральным центром было провозглашение суверенитетов республик, так называемый парад суверенитетов. Когда республики провозглашались носителями суверенитета, получая, таким, образом, фактически повышенный статус. Также основы асимметрии в Российской Федерации заложил Федеративный договор о разграничении полномочий между субъектами РФ и Федеральным центром. Представляя три различных договора, поделив субъекты на три статусных уровня.
На втором этапе 1993-1999 гг. была принята Конституция Российской Федерации, которая в свою очередь, закрепила равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но оставив республикам ряд особых полномочий. Конституция способствовала смягчению «асимметрии». Но в это, же время активно начала развиваться практика заключения индивидуальных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, подобные договоры служили показателем слабости федерального Центра, шедшего на тактические уступки и при этом ставившего под угрозу основы конституционно строя страны. Договоры противоречили друг, другу углубляя асимметрию прав российских регионов.
И только лишь на третьем этапе с 2000 гг. статусную асимметрию удалось снизить, за счет усиления центра. В ходе реформ, которые проводились В.В. Путиным, был создан механизм санкций за несоблюдение федерального законодательства региональными органами власти. Что позволило снизить региональную асимметрию и увеличить зависимость субъектов РФ от федерального центра. Но, не смотря на снижение статусной асимметрии, межрегиональная дифференциация остается и достаточно сильна. На этом этапе наблюдается перемещение акцента на экономику, а точнее зависимость регионов через экономику от федеральной помощи. И увеличение экономического неравенства регионов России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.