Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 3

Субъектный состав Российской Федерации описывается в статье 5 Конституции РФ. Отличительной особенностью является, высокая вариативность субъектов РФ, а именно 6 наименований субъектов РФ. Общее число субъектов – 83, где 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская АО), 4 автономных округа. (См. Приложение №2)

 При более детальном рассмотрении все субъекты Российской Федерации можно условно разделить на три категории:

1. Республики. В Конституции РФ ст. 5 говорится, что  республика это государство в составе Российской Федерации.  Она обладает полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих (титульных) наций.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. При этом она имеет следующие государственно-правовые признаки:

• конституцию республики, законодательство;

• систему органов государственной власти, которая устанавливается республикой самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, закрепленными федеральным законом;

• территорию, причем границы между субъектами могут быть изменены, только с их взаимного согласия;

• судебную систему;

• государственный язык;

• собственные символы.

2. Автономные округа и автономная область. Созданы по национальному признаку, но их конституционно правовой статус отличается от статуса республик гораздо меньшим объемом прав. Имеют свой устав и законодательство. Кроме того, особый статус имеют автономные округа, находящиеся в составе края или области: Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ, не входящие в состав других субъектов федерации, обладают практически тем же статусом, что и нижеследующие субъекты.

3. Края, области, города федерального значения. Это территориальные образования, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ, а в качестве государственного языка в них используется только русский. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Для конституционно-правового статуса указанных выше субъектов федерации характерно наличие следующих элементов [7]:

• устава;

• законодательства;

• системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;

• территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ;

• судебной системы;

• символики.

Положение автономии имеет в сравнении с другими субъектами федерации правовую особенность, которая состоит в том, что «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» [8]. К тому же если автономный округ входит в состав края или области, то «отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области»[9].