Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 14

В июне 1999 г. в Федеральном Собрании был принят федеральный закон от 24 июня 1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», он предусматривал трех летний срок приведения всех договоров в соответствие федеральному законодательству. В соответствии с законом изменились как предмет и содержание заключаемых впредь договоров Федерации и ее субъектов, так и состав участников договорного процесса. Федеральный закон в более развернутой форме закрепил ведущую роль Конституции РФ при разграничении предметов ведения, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения. В Федеральном законе допускается односторонний отказ Федерации от исполнения положений договора между Федерацией и ее субъектом, что свидетельствует отход от принципа равноправия сторон.

А если говорить на этом этапе о распределении налоговых доходов между федеральным центром и региональным уровнями, то о резком изменении ситуации во второй половине 90-х гг. говорить не приходится. Как и на начало 90-х гг. соотношение распределения налоговых доходов между федеральным центром и регионами соблюдалось «50 на 50». А в некоторые годы доля региональных бюджетов в общей сумме доходов превышало 50%.

III. Снижение статусной асимметрии и рост фактически экономического неравенства регионов. Временной период третьего этапа с 2000гг.  – по настоящее время, данный этап характеризуется следующими особенностями: 1) снижение асимметрии за счет приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным; 2) обновленная практика заключения индивидуальных договоров о разграничении полномочий; 3) объединение  4) рост экономического неравенства регионов и зависимость их от федерального центра.

1. Снижение асимметрии за счет приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Правовая асимметрия субъектов, которая сложилась до принятия Конституции 1993 г. Когда некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов РФ содержали значительное число норм, которые противоречили как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. Изначально некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов Федерации были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 года в период "парада суверенитетов" и содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. Действия по снижению статусной асимметрии начинаются после прихода к власти президента В.В. Путина. Для исправления этой ситуации был принят Указ Президента РФ от 10.08.2000 года по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Только в Уральском федеральном округе за это время было оспорено 379 законов и 278 подзаконных правовых актов, 635 из которых приведены в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства [25].

На этом этапе федеральный центр активно декларирует принцип равноправия субъектов федерации, способствуя снижению фактического статуса республик в территориально-политической системе и преодолению последствий «парада суверенитетов».

7 июля 2000 г. Конституционный суд обнародовал определение, где признаны не соответствующими российскому законодательству конституции Адыгеи, Башкирии, Республики Коми, Ингушетии, Северной Осетии, Татарстана. Здесь речь идет об основах республиканского законодательства, как региональный суверенитет, верховенство местного законодательства, право приостанавливать правовые акты Российской Федерации. Конституционный суд определили, что все эти положения утрачивают силу и не подлежат применению, лишая тем самым республик статуса национально-государственных образований, обретенного ими в 1991-1992гг.