Проблемы асимметрии в Российской Федерации, страница 5

Главный интерес представляют те договора, заключенные с республиками, которые претендовали на особый статус в составе федерации – Татарстан, Башкирия и Якутия. Эти республики получали экономический суверенитет – особые экономические полномочия, которые позволяли создать автономный режим приобретения республиками экономического суверенитета, стало формой компромисса, на которую согласились республики, признав себя субъектами РФ. Экономический суверенитет был определен как собственно договорами, так и многочисленными соглашениями, которые от имени федерального центра были подписаны российским правительством.

Регион мог получить особый экономический режим и без договора о разграничении полномочий – через специальные межправительственные соглашения, Поэтому в число республик, которые пользовались экономической автономией, вошла Карелия, где почти все налоговые поступления несколько лет зачислялись в бюджет региона. В данном случае национальный фактор не играл, ни какой роли, но важным фактором сыграли клиентельные отношения между российским и карельскими властями.

II. Экономический фактор. Который складывался из 1) Диспропорция в экономическом развитии субъектов; 2) Несбалансированность бюджетной обеспеченности; 3) Федеральная финансовая помощь 4) Инновационный потенциал регионов; 5) Региональные различия инвестиционной и инновационной активности.

1) Диспропорция в экономическом развитии субъектов, когда разрывы между отдельными субъектами по численности населения, стоимости основных фондов и величине промышленной продукции составляют 100 раз и более, а разрыв величины валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и среднедушевых доходов между субъектами федерации — в 20 раз [15]. Указывает на различия экономического развития регионов, и различия инновационной активности. (См. Приложение №3)

Динамика экономического роста регионов различна. Медленнее всего росли восточные регионы страны с наименее развитой инфраструктурой и негативным воздействием удорожающих факторов – слабой заселенности, удаленности, неблагоприятных условий развития, а также значительным сокращением численности населения из-за миграционного оттока. Темпы роста ВРП Дальневосточного федерального округа за 1998-2006 гг. были самыми низкими, в том числе в большинстве его регионов, за исключением нефтедобывающего Сахалина и Чукотского АО. В последнем выдающийся рост отмечался только в начале 2000-х гг. благодаря «прописке» на Чукотке трейдеров «Сибнефти», которой владел губернатор. Максимальные темпы роста имели регионы Центра, Запада и Юга страны, но измерения в целом по федеральным округам скрывают сильные различия: и в Центре, и на Северо-Западе «моторами» роста были агломерации двух федеральных городов, что еще раз показывает роль агломерационного фактора в развитии страны. Из других регионов с городами-миллионниками быстро росла только половина - Свердловская область (сочетание агломерационного эффекта и усилившейся специализации на экспортной металлургии), Ростовская, Новосибирская и Омская. В этих областях показатели 1998 г. были относительно низкими после кризисного спада, и дополнительно сработал так называемый эффект базы (при более низких исходных значениях показателя каждый процент прироста обеспечивается меньшим приростом объема ВРП, чем при высоких исходных значениях). Кроме того, на динамику Омской области повлиял тот же фактор (и автор), что и на Чукотке – юридическая «прописка» структур «Сибнефти»; после продажи компании Газпрому рост экономики области в 2006 г. практически прекратился. (См. Приложение №4)