Система Сан-Францисских договоров и соглашений. Проблема российско-японского мирного урегулирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Комохарой по вопросу о возможности принятия парламентом Грузии резолюции об оккупации Курильских островов, а парламентом Японии - резолюции по оккупации Абхазии и Южной Осетии. Вслед за этим о признании суверенитета Японии над четырьмя южными островами Курильской гряды заявили агентству «Интерфакс» в посольстве США в Москве. Правда, чуть позднее и.о. заместителя начальника пресс-службы Госдепартамента М.Тонер призвал Москву и Токио продолжать диалог во имя стабильности в регионе. Этот призыв стал реакцией американцев на заявление официального представителя МИД России А.Лукашевича о том, что о переговорах с Японией по территориальному вопросу «не может быть и речи, поскольку позиции сторон радикально расходятся»: «К сожалению, в Японии верх по-прежнему берут радикальные суждения, которые подхватываются и государственными деятелями самого высокого ранга, включая премьер-министра. В таких условиях проводить переговоры просто бессмысленно»6.

Как это бывало и в прежние годы, активизация официальной полемики по поводу территориальной проблемы, получившая освещение в российских СМИ, привела к ухудшению восприятия Японии в российском обществе. Весной 2011 г. это проявилось, в частности, в том, что в российской блогосфере распространилось высказывание одного из реальных или мнимых российских сотрудников японской компании о том, что японский персонал якобы получил из Токио, или от японского посольства в Москве, указание приготовиться экстренно покинуть Россию в случае непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. В комментариях российских посетителей блогов высказывались даже выглядящие совершенно фантастическими предположения, что Япония якобы готовится провести летом 2011 г. чуть ли не силовую операцию по возвращению «северных территорий» под японский контроль7. В тот момент никаких официальных заявлений со стороны японских представителей в России, которые могли бы подтвердить или опровергнуть достоверность запущенной российским блогером информации, не появилось. Позднее, в июне 2011 г. советник посольства Японии в Москве Т.Миямото в приватной беседе с автором этой записки заявил, что ему ничего не известно о том, чтобы посольство Японии или другие представительства Японии в России давали японским гражданам указания готовиться к экстренной эвакуации. Однако само по себе появление подобных слухов является ярким свидетельством связи между состоянием двусторонних официальных отношений и настроениями общества.

Произошедшее 11 марта 2011 г. катастрофическое землетрясение в Японии, одним из последствий которого стала авария на АЭС «Фукусима-1», в определенной мере отодвинуло тему территориального спора с Россией на задний план. Однако некоторые представители японских властей, выражая благодарность России за предоставление помощи в преодолении последствий стихийного бедствия и техногенной катастрофы, не удержались от заявлений о том, что эта помощь не заставит Японию забыть о своих требованиях о возвращении «северных территорий». «Трагическая ситуация, в которой оказалась Япония из-за разрушительного землетрясения и цунами, не повлияет на решение территориального спора. Это совсем другая тема», - заявил 14 марта посол Японии в Москве М.Коно8.

Таким образом, совершенно очевидно, что тема территориального спора не может совсем исчезнуть из российско-японских отношений. Тем не менее, по крайней мере, по состоянию на июнь 2011 г., японское правительство не решилось воспользоваться 60-летием Сан-Францисского договора для развертывания пропагандистской кампании в поддержку своих территориальных претензий к России. Чуть ли не единственным получившим более или менее широкую аудиторию материалом на юбилейную тему в японской прессе стала статья, выложенная на сайте «Санкэй симбун» 28 апреля 2011 г. под заголовком «60 лет подписания мирного договора. Мы хотим сплотиться для укрепления суверенного сознания»9. В статье, скопированной после ее выхода в нескольких японских сайтах и блогах, выдвигается целый список претензий японскому правительству. В частности, руководство страны критикуется за то, что оно не проявило должного усердия при преодолении последствий землетрясения, цунами и вызванной ими аварии на АЭС «Фукусима-1», не предприняло решительных мер в ответ на провокационные столкновения китайских рыбацких лодок с японскими сторожевиками у островов Сэнкаку, а также в связи с продолжающейся «незаконной оккупацией» Россией «северных территорий» и визитов на них президента Д.Медведева и членов российского правительства. Заявленная в заголовке тема 60-летия мирного договора всплывает в статье лишь в том контексте, что в юбилейный 2011 г., как и в год подписания договора, Япония сталкивается со многими трудностями, требующими консолидации японских сил самообороны, полиции, японского МЧС, властей и народа.

Трудно представить, что в условиях сложной политической и экономической ситуации, усугубленных стихийной и техногенной катастрофой весны 2011 г., японское правительство все же решится ближе к сентябрю 2011 г. воспользоваться 60-летием Сан-Францисского мирного договора для развертывания какой-то пропагандистской кампании. К тому же, как отметили участники состоявшейся 4-5 мая в МГИМО (У) МИД России научной конференции «Вопросы российской истории», посвященной Нюрнбергскому и Токийскому процессам10, японские исследователи вряд ли смогут найти какие-то новые аргументы, способные усилить позиции Токио в территориальном споре с Россией.

Что касается официальной позиции Токио по поводу Сан-Францисского мирного договора, то она представлена на сайте МИД Японии. В документе под названием «Вопросы и ответы о проблеме северных

Похожие материалы

Информация о работе