Колониализм как явление всемирно – исторического значения в процессе становления и развития мировой человеческой цивилизации.
В настоящее время колониализм как историческое, политическое и социально – экономическое явление в жизни стран и народов Азии и Африки по вполне понятным причинам не пользуется доброй репутацией. Более того, в самих странах Востока, равно как и во многом поддерживавшей их в этом марксистской /прежде всего советской и российской/ историографии, до сравнительно недавнего времени было принято едва ли неоднозначно счи-тать, что колониализм – это зло. Ещё недавно разрабатывались концепции, исходившие из того, что, если бы не колониальное вмешательство более развитых европейских держав, принёсшее столько несчастий народам Востока, они бы достигли на сегодня много большего. Примерно с таких же позиций на проблемы колониализма смотрели и известные деятели национа-льно – освободительного движения, ставшие в послевоенное время первыми политическими лидерами и главами правительств молодых независимых государств. Вот что по этому поводу сказал Дж. Неру: «...Если бы Англия не взяла на себя это тяжёлое бремя в Индии и не пыталась бы так долго, как она говорит, обучать нас трудному искусству самоуправления, в котором мы были так мало искушены, Индия могла бы быть не только более свободной и процветающей, но и значительно более передовой в области науки и искус-ства и всего того ради чего стоит жить».
Сейчас от столь прямолинейных позиций специалисты в основном отходят. Но предубеждения к колонизации вообще, а к капиталистической колонизации в особенности, всё – таки остаётся. И необходимо отметить, что основания для этого безусловно есть.
Для того чтобы понять ту роль, которую сыграл колониализм в истории человеческой цивилизации, необходимо для начала хотя бы вкратце рассмот-реть ход процесса европейской экспансии в отношении стран Востока.
Колониализм как общественное явление возник задолго до зарождения капитализма. Понятие «колония» /лат. «поселение»/ возникло в античной древности и изначально использовалось для обозначения поселений распо-ложенных в стороне от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. Колонии – поселения были у Древнего Египта, Месопотамии, Финикии, Греции и Рима, причём последние три очага цивилизации более всего преус-пели в образовании подобных поселений. Города – государства основанные выходцами из Финикии располагались в Западном Средиземноморье, на побережье Пиренейского полуострова и Северной Африки, города – государ-ства основанные выходцами из Греции и Рима располагались по всему побе-режью Средиземного, Эгейского, Мраморного и Чёрного морей. Колонии подобного типа как правило возникали в периоды относи тельной перенасе-лённости «исторической родины», а также в периоды обострения социальных или политических противоречий, когда часть населения метрополии была вынуждена искать новые районы приложения своих сил и новые возможно-сти для обогащения.
Города – государства были сравнительно самостоятельными. Они часто на равных вели широкую торговлю с метрополиями и практически мало чем отличались от них по условиям своей жизни, организации производства, ме-тодам земледелия, эксплуатации рабов, пополняемых за счёт местного насе-ления.
Колонии и колониализм существовали и в эпоху феодализма. Наиболь-шее развитие они получили в период резкого обострения социально – сослов-ных противоречий средневекового европейского общества, когда огромные массы разорившихся и оббеземеленных крестьян, предводительствуемых частью феодалов, особенно младшими, «обездоленными» членами феодаль-ных кланов, двинулись на Восток освобождать «гроб господень» от невер-ных – мусульман во время религиозных крестовых походов ХI – ХIII веков. В результате крестовых походов на Ближнем Востоке появились феодальные государства, которые в основном копировали феодальную систему средневе-ковой Европы.
Эксплуатируемым было, разумеется, местное, покорённое крестоносцами население. Созданные крестоносцами государства с замкнутыми, застойными системами феодальных отношений оказались недолговечными и смогли про-существовать около 100 – 150 лет. Эти феодальные колонии были предшест-венниками принципиально нового вида колониализма, соответствующего уже капиталистической эпохе.
По настоящему колониальная экспансия начинается с процессом зарож-дения, генезиса капитализма в период позднего европейского средневековья, на рубеже Нового времени. Процесс генезиса капитализма – явление сложное и многоплановое, и к теме нашей лекции имеет лишь косвенное отношение. Можно только напомнить, что одним из первоусловий процесса генезиса было то, что К.Маркс назвал в своё время первоначальным накоплением. Другим и может быть, даже более важным был изученный М.Вебером пури-танский дух протестантской этики, который позволил такие накопления соз-дать. Наряду с этим едва ли не важнейшим фактором успешного хода всего процесса, и в частности первоначального накопления, было то, что имеет самое непосредственное отношение к нашей теме – Великие географические открытия и последовавшая за ними новая, невиданная прежде в истории по масштабам и последствиям волна колонизации неевропейских земель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.