Индия на рубеже и в начале XXI века (1990-е – 2000-е гг).
Внешняя политика современного индийского государства.
1. Основные тенденции и направления индийской внешней политики на рубеже и в начале XXI века.
Рубеж веков преподнёс мировому сообществу немало сюрпризов. «Изменения, которые произошли в области международной безопасности и соотношении сил за последние десять лет, были настолько революционными, что внешне-политические и стратегические структуры большинства стран мира, включая Индию, до сих пор остаются в какой-то мере дезориенти-рованными», – так писал накануне нового века и тысячелетия известный индийский политолог К. Субраманиям.
Многие индийцы задаются сегодня вопросами: Какие вызовы готовит Индии судьба? Какие опасности поджидают её впереди? Какие задачи стоят перед ней в новом столетии? Ответить на них не просто. И тем не менее, Индия смотрит в ХХI век со сдержанным оптимизмом. Она многого доби-лась за истекшие с момента обретения политической независимости деся-тилетия и поняла, что в состоянии решать большие и сложные задачи в будущем.
Важнейшая среди них – обретение статуса великой державы. В сущно-сти, для Индии – это не плод амбиций её лидеров или национального чван-ства. Страна с более чем миллиардным населением не может оставаться в стороне от выработки решений, которые определяют судьбы всего мира, но принимаются горсткой лидеров избранных государств. Поэтому её стремление обрести статус великой державы – это прежде всего проявле- ние ответственностн за судьбу собственного народа. Одновременно это и солидарность с другими освободившимися и развивающимися странами, интересы которых в мировой политике учитываются недостаточно.
Впервые идею обретения Индией статуса великой державы высказал Джавахарлал Неру в сентябре 1954 г. Говоря о Китае как потенциальной мировой державе, он заметил, что «при нормальном ходе развития Индия могла бы быть четвёртой по порядку великой державой» – после США, СССР и КНР. Разъясняя свою мысль, Дж. Неру говорил, что великой дер-жавой то или иное государство делает роль, когорую оно играет в междуна-родных отношениях, в деле укрепления мира и сотрудничества между наро-дами. Индия отвечает этим критериям.
Современная индийская политическая элита, как правило, связывает ста-тус великой державы прежде всего с вхождением в число постоянных членов Совета Безопасности ООН и превращеннем страны в одно из ведущих инду-стриальных государств мира. В Индии отдают себе отчёт в том, что решение первой задачи – постоянное членство в СБ ООН – возможно в ближайшей исторической перспективе. Этот вопрос Индия впервые официально подняла в октябре 1994 г. на Генеральной Ассамблее ООН.
Что же касается решения второй задачи, то для этого потребуется время. Но мало кто сомневается в том, что обе цели будут достигнуты. Директор Центра по изучению глобальных перемен Бхабани Сен Гупта утверждал: «Общепризнано, что в ХХI веке Индия станет одной из шести великих дер-жав... Обычно эти державы идентифицируются как Соединённые Штаты, Китай, Европейский Союз, Япония, Россия и Индия».
Если брать в расчёт размеры территории, численность населения, вклад в развитие мировой цивилизации, международный авторитет, то Индия уже сегодня могла бы занять место постоянного члена в СБ ООН. И то, что ей в этом до сих пор отказывается, индийской общественности представляется вопиющей исторической несправедливостью.
Обосновывая право Индии на постоянное членство в СБ ООН, известный дипломат, бывший премьер-министр Индии Индер Кумар Гуджрал отмечал её роль в развитии цивилизации. На протяжении тысячелетий, говорил он, Индия была центром образования и литературы. Многие великие мировые религии родились на её земле. «Вся Азия, – говорил И.К. Гуджрал, – несёт на себе печать индийской мысли и культуры». Взгляд на человечество как единую семью, гуманизм и миролюбие – характерные черты индийской культурной традиции и её вклад в развитие мировой культуры. Исходя из вышеизложенного И.К. Гуджрал разработал внешнеполитическую концеп-цию превращения Индии в великую державу, получившую название «доктрины Гуджрала».
Президент Индии К.Р. Нараянан (1998 – 2002 гг.) мотивировал право Индии на статус постоянного члена СБ ООН её достижениями за годы независимости. Он заявил следующее: «50 лет мы являемся независимым государством. Мы верим. что осуществили успешный эксперимент с самой массовой демократией
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.