Таким образом, эффективность деятельности бюджетного учреждения в значительной степени зависит от того, насколько грамотно составлен план финансово-хозяйственной деятельности (далее ПФХД).
В связи с реформированием
роль ПФХД для образовательного учреждения, несомненно, изменилась. Если
сметное финансирование осуществлялось ранее от фактически сложившихся
расходов, а следовательно в смету целесообразно было включать максимальные
величины затрат, то сейчас главную роль играет именно обоснованность планируемых
затрат по каждому виду образовательных услуг. [7].
2. Методика анализа доходов и расходов бюджетного учреждения
2.1 Сущность, задачи и источники информации анализа доходов и расходов бюджетного учреждения
Рациональное использование средств, выделяемых из бюджета на содержание организаций непроизводственной сферы, является одним из факторов эффективного функционирования национальной экономики. Таким образом, комплексный анализ деятельности образовательных учреждений – это необходимая составляющая процесса принятия решений в системе управления бюджетным учреждением. [17, С. 284]
На основании утвержденного ПФХД осуществляется поступление средств из бюджета. Тем самым, при проведении анализа в бюджетном учреждении первостепенное значение необходимо придавать отдельно поступлению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств.
Основным источником информации являются:
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по соответствующим кодам финансового обеспечения (ф. 0503737);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503721) [14, С. 195].
Анализ доходов и расходов бюджетного учреждения заключается в оценке сбалансированности выплат, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, также обнаружении отклонений фактических расходов от кассовых и выявлений причин, приведших к этому.
Среди основных задач анализа ПФХД можно выделить следующие:
- изучение соответствия плановых поступлений и фактических расходов в целом, а также в разрезе отдельных кодов бюджетной классификации;
- оценка состава и структуры расходов;
- выявление причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в ПФХД;
- определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;
разработка выводов и мероприятий по результатам анализа с целью устранения недостатков управления бюджетными средствами.
В работе для проведения анализа финансирования деятельности образовательного учреждения будут предусмотрены следующие этапы:
1) анализ ПФХД по бюджетным источникам финансирования;
2) анализ ПФХД по внебюджетным источникам финансирования;
3) анализ соотношения кассовых и фактических расходов учреждения.
Обобщающим этапом будет являться разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения с привлечением дополнительных источников внебюджетных средств.
Рассмотрим более подробно методику анализа на каждом из этапов.
2.2 Анализ бюджетного финансирования и внебюджетных средств
На первом и втором этапах исследуются источники финансирования по таким направлениям, как анализ динамики и структуры показателей за 2013-2014 года.
В таблице 2.1 представлены общетеоретические подходы к методике анализа доходов и расходов предприятия [21, С. 89-91]. Однако для анализа доходов и расходов бюджетного учреждения будут использованы только горизонтальный, вертикальный и факторный методы анализа.
Таблица 2.1 – Методы анализа бухгалтерской отчетности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.