Анализ доходов и расходов, выявление проблем и направлений совершенствования внебюджетного финансирования учреждения, страница 5

Таким образом, эффективность деятельности бюджетного учреждения в значительной степени зависит от того, насколько грамотно составлен план финансово-хозяйственной деятельности (далее ПФХД).

В связи с реформированием роль ПФХД для образовательного учреждения, несомненно, изменилась. Если сметное финансирование осуществлялось ранее от фактически сложившихся расходов, а следовательно в смету целесообразно было включать максимальные величины затрат, то сейчас главную роль играет именно обоснованность планируемых затрат по каждому виду образовательных услуг. [7].

2. Методика анализа доходов и расходов бюджетного учреждения

2.1 Сущность, задачи и источники информации анализа доходов и расходов бюджетного учреждения

Рациональное использование средств, выделяемых из бюджета на содержание организаций непроизводственной сферы, является одним из факторов эффективного функционирования национальной экономики. Таким образом, комплексный анализ деятельности образовательных учреждений – это необходимая составляющая процесса принятия решений в системе управления бюджетным учреждением. [17, С. 284]

На основании утвержденного ПФХД осуществляется поступление средств из бюджета. Тем самым, при проведении анализа в бюджетном учреждении первостепенное значение необходимо придавать отдельно поступлению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств.

Основным источником информации являются:

-  план финансово-хозяйственной деятельности;

-  отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности  по соответствующим кодам финансового обеспечения (ф. 0503737);

-  отчет о финансовых результатах деятельности  (ф.0503721) [14, С. 195].

Анализ доходов и расходов бюджетного учреждения заключается в оценке сбалансированности выплат, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, также обнаружении отклонений фактических расходов от кассовых и выявлений причин, приведших к этому.

Среди основных задач анализа ПФХД можно выделить следующие:

-  изучение соответствия плановых поступлений и фактических расходов в целом, а также в разрезе отдельных кодов бюджетной классификации;

-  оценка состава и структуры расходов;

-  выявление причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в ПФХД;

-  определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;

разработка выводов и мероприятий по результатам анализа с целью устранения недостатков управления бюджетными средствами.

В работе для проведения анализа финансирования деятельности образовательного учреждения будут предусмотрены следующие этапы:

1) анализ ПФХД по бюджетным источникам финансирования;

2) анализ ПФХД по внебюджетным источникам финансирования;

3) анализ соотношения кассовых и фактических расходов учреждения.

Обобщающим этапом будет являться разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения с привлечением дополнительных источников внебюджетных средств.

Рассмотрим более подробно методику анализа на каждом из этапов.

2.2 Анализ бюджетного финансирования и внебюджетных средств

На первом и втором этапах исследуются источники финансирования по таким направлениям, как анализ динамики и структуры показателей за 2013-2014 года.

В таблице 2.1 представлены общетеоретические подходы к методике анализа доходов и расходов предприятия [21, С. 89-91]. Однако для анализа доходов и расходов бюджетного учреждения будут использованы только горизонтальный, вертикальный и факторный методы анализа.

Таблица 2.1 – Методы анализа бухгалтерской отчетности