Анализ доходов и расходов, выявление проблем и направлений совершенствования внебюджетного финансирования учреждения, страница 2

В качестве информационной базы были использованы статистические данные за период 2012-2013 гг.



1. Теоретические основы формирования доходов и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации

1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение

Бюджетное учреждение является одним из ведущих элементов финансовой системы Российской Федерации, выполняющим социальные функции.

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996  N 7-ФЗ (далее - ФЗ «О НКО») бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [2].

Рассмотрим некоторые отличия бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм:

Во-первых, собственниками имущества бюджетных учреждений являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ или муниципальной власти.  Во-вторых, они созданы для осуществления функций некоммерческого характера, в отличие от коммерческих организаций, для которых основной целью деятельности является извлечение прибыли. Также они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда, в то время как коммерческим организациям присущ принцип самофинансирования.

После вступления с 1 января 2011 года в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), бюджетные учреждения отличаются друг от друга своим правовым статусом. В соответствии с Законом N 83-ФЗ, все государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные и автономные [4]. Во многом правовой статус организации определяется исходя из порядка финансирования учреждения, для этого целесообразно перейти к определению  особенностей финансирования бюджетного учреждения.



1.2 Особенности финансирования бюджетных учреждений

Бюджетный кодекс Российской Федерации является главным нормативным актом, устанавливающим основные правовые принципы бюджетной системы РФ.

Согласно ст.10 БК РФ, структура бюджетной системы РФ состоит из 3 уровней, которые наглядно представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Структура бюджетной системы РФ

Следует выделить отличительные принципы организации финансов бюджетных учреждений, которые, необходимо принимать во внимание при анализе доходов и расходов:

1.  Целевое использование денежных средств согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, что негативно сказывается на возможности маневрирования в постоянно меняющихся условиях экономики.

2.  Строгое разделение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. 

3.   Контроль за деятельностью бюджетных учреждений в рамках рационального использования выделенных средств  со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

4.  Отсутствие заинтересованности учреждений в экономии ресурсов и привлечении внебюджетных средств, так как их финансовое положение напрямую зависит от своевременности и объема целевого финансирования, а не качества и спектра предоставляемых ими услуг. [12, С. 227].

Характерной особенностью бюджетного учреждения является его создание непосредственно с целью выполнения работ или оказания услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.  Финансовым источником для выполнения этого задания являются субсидии из  соответствующего бюджета. [11, С. 336–337].