Анализ доходов и расходов, выявление проблем и направлений совершенствования внебюджетного финансирования учреждения, страница 3

В то же время, бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, а именно Уставе [2].  Доходы, полученные от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [5]. Однако это общая классификация, для комплексного анализа данной темы необходимо рассмотреть конкретно финансирование образовательных учреждений, которое наглядно представлено на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Источники финансирования образовательных учреждений

Рассмотрим подробнее каждый из источников в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Источники финансирования образовательных учреждений

Источник финансирования

Основная характеристика

Государст-венный бюджет

Финансирование осуществляется на основе нормативов в расчете на одного обучающегося. Расходы на общеобразовательные школы включают затраты на:

- текущее содержание (заработная плата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы и др.);

- приобретение оборудования и инвентаря;

- капитальный ремонт и строительство новых зданий.

Поступления от платных образовательных услуг

К дополнительным платным услугам населению относятся:

- обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, репетиторство;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

- углубленное изучение отдельных предметов и т.д.

Научно-техническая деятельность

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п. 

Предпринима-тельская деятельность

К предпринимательской деятельности относится:

- сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества;

- торговля покупными товарами,

- оказание посреднических услуг;

- приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования учреждения из бюджета. 

1.3 Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения

Планирование доходов и расходов бюджетного учреждения начинается с правильного отражения этого процесса в учетной политике. Как уже было отмечено выше, наряду с государственным финансированием, бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, то есть привлекать внебюджетные средства. Доходы бюджетного учреждения отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности [16, С. 156].

Более подробно остановимся на особенностях планирования расходов бюджетных средств, так как расходы - это основной упор в планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

В современных условиях действует механизм сметно-бюджетного финансирования бюджетных учреждений. Сущность его  состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, все расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.

Объем необходимых затрат согласно плану закрепляется в бюджетах всех уровней. [18, С. 237–239].

Для обеспечения результативности механизма контроля целевого назначения расходов статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов. [15, С.75–77]. Рассмотрим статьи, которые чаще всего используются бюджетными учреждениями в расходовании бюджетных средств и, следовательно, подлежат включению в план финансово-хозяйственной деятельности.