В то же время, бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, а именно Уставе [2]. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [5]. Однако это общая классификация, для комплексного анализа данной темы необходимо рассмотреть конкретно финансирование образовательных учреждений, которое наглядно представлено на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Источники финансирования образовательных учреждений
Рассмотрим подробнее каждый из источников в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Источники финансирования образовательных учреждений
Источник финансирования |
Основная характеристика |
Государст-венный бюджет |
Финансирование осуществляется на основе нормативов в расчете на одного обучающегося. Расходы на общеобразовательные школы включают затраты на: - текущее содержание (заработная плата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы и др.); - приобретение оборудования и инвентаря; - капитальный ремонт и строительство новых зданий. |
Поступления от платных образовательных услуг |
К дополнительным платным услугам населению относятся: - обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, репетиторство; - преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; - углубленное изучение отдельных предметов и т.д. |
Научно-техническая деятельность |
Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п. |
Предпринима-тельская деятельность |
К предпринимательской деятельности относится: - сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества; - торговля покупными товарами, - оказание посреднических услуг; - приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования учреждения из бюджета. |
1.3 Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения
Планирование доходов и расходов бюджетного учреждения начинается с правильного отражения этого процесса в учетной политике. Как уже было отмечено выше, наряду с государственным финансированием, бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, то есть привлекать внебюджетные средства. Доходы бюджетного учреждения отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности [16, С. 156].
Более подробно остановимся на особенностях планирования расходов бюджетных средств, так как расходы - это основной упор в планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
В современных условиях действует механизм сметно-бюджетного финансирования бюджетных учреждений. Сущность его состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, все расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.
Объем необходимых затрат согласно плану закрепляется в бюджетах всех уровней. [18, С. 237–239].
Для обеспечения результативности механизма контроля целевого назначения расходов статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов. [15, С.75–77]. Рассмотрим статьи, которые чаще всего используются бюджетными учреждениями в расходовании бюджетных средств и, следовательно, подлежат включению в план финансово-хозяйственной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.