Ответы на экзаменационные билеты № 1-30 по дисциплине "Электрические машины" (Задачи эксплуатации и управления электрическим хозяйством. Обнаружение неисправности электрических машин), страница 21

3 Пропитка обмоток статора и ротора

Пропитка применяется:

1.  Для скрепления (цементации) витков

2.  Снижается мех. износ

3.  Замедляется процесс теплового старения и увлажнения изоляции

4.  повышается эл. прочность

Применяют:

-  Окунание (погружение)

-  Вакуум – повышения давления

-  Капельный

При ремонте на небольших участках применяют способ погружения в лак – это уникальный способ, т.е. позволяет пропитывать изделие различных размеров и конструкций, неэкономный, с большой долей ручного труда. Применяются маловязкие лаки с содержанием до 58% плёнкообразующего вещества. Выполняют несколько пропиток. После каждого из которых сушат в течение 8..17 часов. При первой пропитке выдерживают в лаке 20…60 минут. При последующих погружения выдерживают 10..20 минут. Заполнение пустот происходит при первой пропитке, последующие практически являются покровными.

Способ покрытия изделий лаком изделий в вакууме с переходом к повышенному давлению. Этот способ менее гибок, но позволяет получить более высокое качество пропитки с меньшей трудоёмкостью, применяется на спец. предприятиях. Цикл пропитки занимает 6..16 минут. Кроме того этот метод позволяет применять более вязкие лаки, чем при пропитке погружением, что позволяет за одну пропитку в обмотку внести столько же лака, сколько при двукратной пропитке погружением, поэтому время сушки меньше (от 4 до 6 раз). Особенно эффективен этот способ для многовитковых катушек из тонкого провода (Эл. машины небольших мощностей, катушки реле, контакторов, пускателей).


Билет 21

2. Тех обслуживание, тех ремонт щёточного мех-ма.

Щёточно-коллекторный узел ненадёжен. У исправного узла:

1.гладкая поверх-ть без выступающих пластин и прокладок слюды

2.нет вмятин

3.нет подгарок

4.нет биения

5.щётки свободно перемещаются в обойме щёткодержателя, но не качаются и с достаточной силой прижимаются к коллектору

6.траверсы и пальцы для крепления щёткодержателей плотно

7.якорь сбалансирован и вращ без вибрации

8.все щётки 1-ой марки. Р-ра и хорошо протёрты.

При ТО произв:

1.удаляют пыль сжатым воздухом

2.коллектор протирают

3.пров-ют ход щёток и зазор м\д щёткодержателем и коллектором и должны быть: а)для машин больш мощности от 2…4мм б)малой мощности от 1…2,5мм

4.люфт щёток должен быть от1…0,2 при толщине щёток и если толщина щёток более 16мм, то люфт в пределах 0,15…0,25 5.

5.измер давление щётки на коллектор (динамометр). Под щётку подкладывают лист бумаги. Поэтому давление должно быть наименьшим при котором искрение не превышает дополнений по ТУ и ГОСТу 6. проверяют правильность а)расположения щёток на коллекторе строго по оси коллектора б)расст м\д щётками одинаковое

6.биение проверяют индикатором часового тика (для быстроходных машин с окружной скоростью до 50 м\с-0,02…0,03мм)

7.выработанных щётки заменяют, затем претирают, продувают, запуск машины на х.х.

8.если имеются царапины, поликуру на х.х., т.е. гладкая, блестящая поверх-ть коричневого цвета.

ТР. Его проводят при проявлении на коллекторе подгарок, выработок, появление неровностей, выступание отдельных пластин, биения. Эти недост-ки устраняются проточкой. Поэт продораживают, то бишь уменьш высоту изоляционных пластин на 1…2мм по сравнению с коллекторными пластинами, спец приспособлением из ножовочного полотна, края пластин притупляют. Затем шлифуют коллектор, собирают, после претирают щётки политура→правильность установки щёток:

1)откл ОВ и подкл её ч\з реостат к аккумулятору

2)к зажиму якоря подключают вольтметр.Силу тока в ОВ устанавливают в пределах около 10% от номинального. Затем размыкают, замыкают цепь ОВ. Если щётки располагаются правильно, то ЭДС=0.

3 Балансировка ротора и якоря.

Перед сборкой производят балансировку ротора и якоря, если они ремонтировались или в ходе испытаний обнаружена повышенная вибрация.