Ответы на экзаменационные билеты № 1-30 по дисциплине "Электрические машины" (Задачи эксплуатации и управления электрическим хозяйством. Обнаружение неисправности электрических машин), страница 13

Брак: *откол более 2-х лап *выгорание 1 и более зубцов на величину больше 1/3 сердечника или 50мм *увеличение возд. зазора более чем на 15% *значительное повреждение сердечника

Дефектация необмотанного якоря (у него д/б отремонтированы сквозные отверстия). Якорь (ротор) устанавливают шейками вала на призмы и далее:

1)внешний осмотр 2)диаметр сердечника для опр-я возд. зазора расчётным методом 3)измеряем посадочные места шеек вала под подшипники и вентилятор 4)измеряют биение шеек вала и сердечника 5)проверяют состояние шпоночных пазов и рабочего конца вала 6)осматривают коллектор (конт. кольца) для выявления подгаров, поджогов, оплавления и неравномерной выработки 7)измеряют Rиз. м/у контактными пластинами и их биением относительно шеек вала 8)дефектация аналогична статору

Брак: *излом вала *значительный износ сердечника от коррозии *для АД с к.з. ротором – обрыв литого к.з. стержня

Дефектация подшипниковых щитов:

1)визуально проверяют состояние щёткодержателей, пружин 2)измеряют посадочные места под подшипники и на корпус статора 3)состояние резьбовых отверстий и приливов

Брак: *трещины и отколы на крышке и на посадочных поверхностях *отколы крепёжных преливов

Дефектация щёточного узла:

1)Визуально проверяют состояние щёткодержателей, пружин 2)измеряют зазор м/у щёткой и щёткодержателем (не более 0,3мм) 3)опр-т давление пружины на каждую щётку (д/б одинаковые) 4)измеряют сопротивление изол. м/у щёткодержателем и корпусом

Дефектация вентилятора и его кожуха:

Внешним осмотром целостность поверхности, изломы, вмятины

Дефектация крепёжных деталей (болты, гайки, шпильки):

осмотр на трещины, подрывы, деформации, состояние резьбы, качество резьбы проверяют спец. резьбовыми

Брак: *повреждение более 20% ниток резьбы *трещины, подрывы *уменьшение диаметра шпилек и болтов из-за коррозии более 10%

Билет 12

2. Тех обслуживание и текущий ремонт обмоток.    

При эксплуатации изоляция обмоток разрушается от: нагрева, вибрации, динамических сил при пуске и переходного процессе, влаги, агрессивных сред, пыли. Необратимые изменения структуры и хим состава изоляции – старение. Процесс ухудшения свойств изоляции в рез-те старения – износ. Гл причиной вызода из строя изоляции – темп-ое воздействие, кот приводит к расширению изоляции, тепловое старение изоляции→усадка→ослабление намотки, разрыв. Загрязнение от пыли окр воздуха щёток может  вызвать пробой на корпус →

При текущем ремонте обмоток:

1.машину разбирают

2.осматривают

3.продувают сжатым воздухом, затем при необходимости протирают салфеткой (бензин)

4.проверяют крепление лобовых частей, клиньев, бондажей.

В обмотках из прямоугольного провода:

1.закрепляют ослабл прокладки, проверяют и восстанавливают обвязку катушек

2.места повреждений изоляции – покрывают эмалью.

КЗ витки обмоток осматривают и находят:

1.целостность обмотки

2.наличие трещин

3.наличие обрывов, стержней

4.наличие деформации у сварной КЗ клетке

3 Ремонт сердечников.

Характерные повреждения для сердечников роторов (якорей):

1.  Ослабление посадки сердечника в корпусе (на валу).

2.  Сдвиг сердечника в осевом направлении.

3.  Распушение крайних листов.

4.  Ослабление прессовки.

5.  Выгорание или оплавление отдельных участков.

6.  Износ внутренней (наружной) поверхности.

Ремонт при ослаблении посадки сердечника:

·  Проверяют состояние стопоров и шпоночных канавок.

·  Устанавливают сердечник на место и закрепляют вновь изготовленными стопорами в новые отверстия.

·  Сердечник ротора или якоря выпрессовывают, ремонтируют и заменяют вал и вновь устанавливают сердечник.

Ремонт при распушении крайних листов сердечника:

·  С помощью сварки

–  Пропиливают ножовкой наклонные пазы в зубцах, а затем проваривают их эл. сваркой, электродом типа ОММ-5 диаметром 2мм, предварительно сжав кольцом, которое образуется из шпилек, пропущенных через пазы.