2-восприятие служит основой для мышления, так как оно дает необходимый для мышления материал, который подвергается переработке с помощью мышления.
Восприятие представляет собой чувственную ступень познания действительности – наглядно чувственная форма отражения действительности. В результате восприятия возникает образ, который имеет двойственную природу:
1-в нем синтезируются чувственные данные, получаемые с помощью различных анализаторов. Это означает, что восприятие является результатом синтеза отдельных ощущений.
2-в восприятии большую роль играет активность самого субъекта. А.Н. Леонтьев в образе восприятия выделяет две составляющих:
- чувственная ткань образа, которая является результатом работы анализатора.
- предметное значение образа, которое является результатом активности субъекта. Предметное значение представляет собой выработанные в ходе общественно – исторического развития человека способы использования предметов и явлений действительности, которые выражаются в их эмоциональных свойствах.
Таким образом, отражаются не только физические свойства предмета, но и назначения этих предметов (ручка имеет вес, форму, температуру, но ничего не отражает значение ручки). Таким образом, пассивные процессы, происходящие органами чувств, дополняются в восприятии активными, благодаря которым образ принимает конкретное значение. Благодаря этому человек живет не в мире звуков, цветных пятен, а в мире предметов.
Двойственность восприятия также выражается в том, что в построении образа восприятия участвуют не только актуальные чувственные впечатления, но также представления, извлекаемые из памяти (образы ранее воспринятых предметов).
Таким образом, восприятие представляет собой активный познавательный психический процесс, состоящий в построении субъектом целостного образа объекта.
2.Теория восприятия.
А)Два подхода к изучению восприятия.
В изучении восприятия сложились два основных подхода, основы которых составляет двойственная природа восприятия.
Первый – объективно ориентированный подход, который решающее значение в возникновении образа восприятия придает объективным характеристикам объекта.
Второй – субъективно ориентированный подход, который решающим в построении образа восприятия считает активность самого субъекта.
К теориям, созданным в рамках первого подхода относится структуралистская теория Титченера, гештальт - теория и экологическая теория Гибсона.
Ко вторым теориям относятся теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Брунера и теория перцептивного цикла Найсера.
Б)Структуралистская теория Титченера.
Эта теория сложилась в рамках ассоциативных теорий восприятия. По мнению ученых, стоявших на ассоциативных позициях, психический образ является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само ощущение понималось как осознание состояния органов чувств, подвергнувшихся воздействию изолированного внешнего раздражителя.
Объединение ощущений в образ восприятия осуществляется посредством ассоциаций по сходству или смежности, в пространстве или времени. Этот ассоциативный механизм определяет предыдущую роль опыта в восприятии.
Основной ошибкой ассоциативной теории является то, что для объяснения одних субъективных данных она привлекала другие, тем самым делалась попытка вывести сознание из самого себя. Она особенно ярко проявилась в работах структуралистов, которые возглавлялись Титченером (ученик Вундта). Структуралисты считали, что если восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем опыте элементарные ощущения, изолировать их и описать. Для этой цели предлагалось использовать метод аналитической интроспекции. Такой подход отрывал проблему восприятия от рассмотрения ее ретирующей функции, от рассмотрения процесса восприятия в отрыве от практической деятельности субъекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.