1-определение понятий. Человеку даются несколько слов и просят сказать, что они обозначают. В одних случаях человек называет ближайший родовой признак и видовые отличительные признаки, а в других случаях называет функции объекта. Первое – научение, второе – житейские понятия. Таким образом можно определить, какие понятия преобладают у человека.
2-сравнение понятий. Испытуемому дают два понятия и просят сравнить их между собой. Ответ может свидетельствовать о доминировании ситуативного или понятийного обобщения. Сравнение стола и стула: 1-это мебель, 2-они стоят дома. Во втором случае еще раз просят назвать общий и отличительный признак. Иногда просят назвать большее количество признаков или быть более оригинальным. Это актуализирует самостоятельность мышления испытуемых.
9.Классификация объектов.
1-четвертый лишний. Испытуемому дают четыре предмета. Три из них легко объединяются по понятийному признаку и три – по ситуационному признаку (топор, пила, полено, лопата). Топор, пила, лопата – понятийное; топор, пила, полено – ситуационное.
2-свободная классификация. Испытуемому предлагают разложить карточки с изображением предметов по группам, просят объединить эти группы и так далее. Чем больше испытуемый может найти обоснований, тем больше развито его мышление.
10.Методики исследования семантических сетей.
Они используются для изучения системы связей, которые складываются между отдельными понятиями. У каждого человека складывается своя система этих связей, так как у каждого субъекта формируются свои собственные значения слов, не совпадающие со значениями, указанными в словаре.
1-ассоциативный эксперимент. Экспериментатор называет слова из заранее составленного списка. Испытуемый отвечает как можно быстрее первым пришедшим в голову словом. Ответы отдельного испытуемого сопровождаются с ответами целой группы. Тем самым выявляется типичность, стереотипность связей или их необычность у данного испытуемого. Этот опыт показал, что семантические связи зависят от образа жизни человека, его деятельности.
2-методика выявления смысловых связей на основе регистрации непроизвольных реакций организма. Испытуемому предъявляется серия слов, среди которых имеется одно критическое слово, после которого испытуемому наносился удар электрическим током. Этот удар вызывает сужение сосудов лба. Это проявление оборонительной реакции. Опыт показал, что существуют слова, которые вызывают аналогичную оборонительную реакцию и они связаны с критическим словом по значению. Выделяется также вторая группа слов, которая вызывает ориентировочную реакцию в виде сужения сосудов пальцев и расширения сосудов лба. Эти слова более далекие по критическому смыслу слова. Третья такая группа слов, которая не вызывает никакой реакции. Таким образом, вокруг каждого слова существуют три семантические зоны:
- близкая
- далекая (слова, имеющие далекое отношение по смыслу)
- нейтральная (связи нет).
Это означает, что слова образуют некую семантическую структуру. У каждого человека она своя.
3-семантический дифференциал. Испытуемым дают восемь карточек с геометрическими фигурами и несколько шкал.
Легкое – тяжелое
Твердое – мягкое
Глупое – умное
Активное – пассивное.
Испытуемых просят разместить изображение, выбрав правый или левый край шкалы. Групповые данные выделяют несколько устойчивых свойств у каждого изображения, то есть имеются некоторые повторяющиеся схемы интерпретации наблюдаемых объектов. Отклонение от этих схем свидетельствуют об индивидуальной системе значений.
Воображение.
1.Понятие о воображении.
Воображение – познавательный психический процесс, который состоит в создании новых образов на основе переработки образов восприятия и представлений, извлекаемых из памяти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.