Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 39

9.Истероидный тип. Отличает эгоцентризм, жажда внимания к себе, тяжело переживают, когда хвалят других. Являются зачинщиками, заводилами, но будучи не способными быть лидерами, часто терпят фиаско. Стремятся любыми способами привлечь к себе внимание, получить в свой адрес восторги и похвалы.

10.Неустойчивый тип. Слабовольный, плывущий по течению человек. тяга к безделью, развлечениям. Отсутствуют серьезные интересы, совсем не думают о будущем.

11.Камфорный тип (сходный). Бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Склонность к консерватизму, морализаторству. Это приспособленцы, готовые предать товарища ради собственных интересов. Своему поступку всегда находят моральное оправдание.

Классификация характеров, предложенная Личко, построена на основе наблюдений и не имеет под собой теоретической основы.

Существует промежуточная группа людей, которая не попадает ни в один из названных типов. Она составляет до 50% всех людей.

Близкую классификацию предложил Карл Ленгард (немец). Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. В ней выделяется 12 типов акцентуации характера:

- гипертивный

- дистивный

- циклоидный

- возбудимый

- застревающий

- педантичный

- тревожный

- эмотийный

- демонстративный (истероидный)

- экзальтированный

- экстравертированный

- интровертированный.

Способности.

1.Понятие о способностях.

Способности – индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой – либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нас знаниями, умениями и навыками.

Теплов выделяет три главных признака способностей:

1.способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2.способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3.способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой – либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностей можно судить на основе:

- результативности деятельности

- скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

- оригинальность и самобытность выполнения работы

- степень преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей:

1.Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Эмоционально – моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2.Способности характеризуются наличием индивидуально – психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3.Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4.Талант – владение сложной системой способностей, которая  позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой – либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5.Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

2.Виды способностей.