Виды способностей выделяются по двум критериям:
- степень сложности способностей
- принадлежность к определенному количеству людей.
На их основе выделяют четыре группы способностей:
1.Элементарные, общие способности. Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).
2.Элементарные частные способности. Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).
3.Сложные общие способности. Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе – способности к мышлению и так далее.
4.Сложные частные способности. Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и в одинаковой манере.
3.Специальные способности.
В зарубежной психологии выделяют четыре группы специальных особенностей:
1.Сенсорные способности. Способность человека отражать окружающий мир в форме ощущений (зрение и слух – через них поступают основные потоки информации). Наиболее важными визуальными способностями являются острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличие. Для слухового восприятии важна острота слуха, выделение сигналов из шума, различение громкости, высоты, тембра звука.
2.Моторные способности (двигательные). Способности к выполнению различных движений. Они характеризуются отсутствием некоторой общей моторной одаренностью. Здесь выделяют ряд самостоятельных, не связанных друг с другом моторных способностей (точность, скорость выполнения движений, ловкость рук, твердость руки, время реакции, координация движений и так далее). Они отличаются своей большой тренируемости.
3.Технические способности. Способности, которые проявляются в работе с техническим оборудованием или его частями. В структуре технических способностей выделяют:
- технический опыт, приобретенный в работе с техникой (техническая одаренность)
- пространственные представления – способность оперировать зрительными образами
- техническое понимание – способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их, узнавать одинаковые и находить разные.
4.Профессионализированные способности. Художественные, музыкальные, артистические и другие способности. Художественные включают продуктивность деятельности и понимание произведений искусства. Музыкальные – совокупность свойств, определяющих различение высоты, громкости, длительности, тембра и тональную память.
4.Общие способности.
К общим способностям относят интеллект как некоторую способность, которая определяет общую успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям путем решения задачи во внутреннем плане деятельности. Интеллект рассматривается как универсальная способность, влияющая на решение любых задач. Модели интеллекта:
1.Модель К. Спирмена. Он занимался проблемой профессиональных способностей. При обработке результатов тестирования он обнаружил, что лица, успешно выполняющие тест на мышление, столь же успешно справляются с тестами на другие познавательные способности (память, восприятие и другие). Он предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяет:
- некоторый общий фактор (G) – общие способности
- фактор специфический для данной деятельности (S).
G – фактор он определял как общую умственную энергию. Далее между G и S факторами он выделил групповые факторы механический, лингвистических и арифметических способностей.
Для измерения генерального фактора используются тесты Айзека, тесты интеллекта Кеттела.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.