Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 33

Узнавание – это процесс распознавания информации в ходе ее повторного воспроизведения. Оно проявляется в переживании чувства знакомости того, что вам это уже известно. Узнавание нередко путается с воспроизведением и вводит в заблуждение человека, пытающегося проверить качество запоминания материала путем повторного его воспроизведения.

Существует феномен ложного узнавания. Он состоит в том, что при первом воспринимании чего – либо у человека возникает ощущение, что это уже было, хотя на самом деле этого еще не было. Этот феномен называется «дежавю»

4.Закономерности и феномены памяти.

Исследования, проведенные в классической психологии, выявили целый ряд закономерностей и феноменов памяти.

1.позиционный эффект или эффект края. Он состоит в том, что при предъявлении длинного ряда стимулов, начало и конец ряда запоминаются лучше, чем середина.

 


V(%)      ДП                  КП

 


начало    середина    конец         N n. n.

Существует два способа объяснения этого феномена.

Первый состоит в предположении, что начало и конец ряда воспроизводятся из двух хранилищ. Начало ряда воспроизводится из долговременной памяти, куда успевают попасть стимулы, так как оказывается, что для этого достаточно времени. А конец ряда находится в кратковременной памяти и человек еще не успел его забыть. Середина ряда еще не успела попасть в долговременную память, но уже ушла из кратковременной памяти.

Второй – стимулы оказывают друг на друга тормозящее воздействие, при этом середина ряда испытывает это воздействие с двух сторон, а начало и конец – только с одной стороны. Поэтому стимулы, находящиеся на конце ряда испытывают меньшее воздействие.

2.феномен ретроактивного и преактивного торможения. Он состоит в том, что два ряда стимулов, запоминаемых последовательно друг за другом, оказывают тормозящее воздействие на процесс запоминания друг друга. Тормозящее воздействие предыдущего ряда называется преактивным торможением. Тормозящее воздействие последующего ряда на запоминание предыдущего ряда называется ретроактивным торможением. Сила тормозящего воздействия зависит от характера, запоминаемых рядом. Чем ближе по своему содержанию ряды друг к другу, тем сильнее торможение.

3.Абстрактные слова запоминаются хуже, чем конкретные слова.

4.Образный материал запоминается лучше, чем конкретный.

5.Эмоционально окрашенные слова запоминаются лучше, чем эмоционально нейтральные.

6.Запоминание зависит от наличия или отсутствия установки.

7.Запоминание зависит от наличия цели запомнить.

8.Логичный структурированный материал запоминается лучше, чем материал без логических связей.

5.Структура памяти человека.

В рамках когнитивной психологии изучается структура памяти человека. В результате созданы различные модели в структуре памяти человека. Наиболее популярной является трехкомпонентная модель. В соответствии с этой моделью в памяти человека выделяются три хранилища:

Сенсорный регистр. В него попадает информация из внешнего мира в виде сенсорных отпечатков. У человека столько сенсорных регистров, сколько у него сенсорных входов (анализаторов). Найсер назвал сенсорные регистры зрительной системы иконической памятью (икона в переводе с латинского - картина). А сенсорный регистр слуховой памяти – эхонической памятью. В сенсорном регистре информация хранится в течение нескольких секунд – в слуховой памяти и в течение одной секунды – в зрительной памяти. Исследования Сперлинга показали, что в иконической памяти хранится до девяти символов. Информация, хранящаяся в сенсорном регистре, подвергается селекции, опознанию и перекодированию, в результате чего переводится в кратковременную память.