Основными видами являются аудирование (слушание), говорение, письмо и чтение.
Аудирование – ведущий речевой процесс. В нем происходит формирование перцептивных эталонов, на основе которых человек различает звукокомплексы и соотносит с ними предметы, явления окружающего мира. Целью слушания является понимание речи, которое зависит от акустических и психолингвистических характеристиках речи.
К акустическим характеристикам относятся:
- интенсивность речи
- наличие помех
- наличие пропусков
- наличие искажений
- наличие _____________________ обозначений.
К психолингвистическим характеристикам относятся:
- знание языка, на котором звучит речь
- темп говорения
- позиция слушающего
- заинтересованность и внимательность.
Исследования показывают, что 80% людей слушают с большими потерями информации. Потери составляют от 70 до 80 %. Это говорит о том, что люди либо слушают без внимания, либо не хотят слушать. Поэтому рекомендуется овладеть приемами активного слушания. Овладение этими приемами особенно важно тем людям, для деятельности которых большое значение имеет речь.
Активное слушание предполагает сообщение партнеру своими словами того, как вы поняли его фразу или некоторые фрагменты речи. Можно также использовать пассивное слушание (ага, угу, да, понятно и другие междометия).
Говорение – порождение речевого высказывания. Большое значение оно имеет в профессиях типа человек – человеку. Говорение составляет 30% речевого времени. Речь характеризуется разнообразием, точностью, правильностью, логичностью, ситуационной уместностью, интерпретационной выразительностью.
Чтение – восприятие письменной речи. Оно позволяет усваивать различную информацию, необходимую человеку в различных сферах своей деятельности. Чтение является более поздним процессом по отношению к первому и второму видам речевой деятельности. Чтением владеют не все и не в одинаковой степени. Текст как объект чтения характеризуется легкостью понимания и усвоения, то есть читабельностью. Она зависит от длины слов, предложений, частоты встречаемости слов, степени абстрактности используемых слов. Длина предложения должна быть около 11 слов. Важной характеристикой чтения является скорость:
- 200 слов в минуту – это низкая скорость
- 250 – 300 слов в минуту – средняя скорость
- 300 – 450 слов в минуту – быстрая скорость
- 450 и более слов в минуту – сверхбыстрая скорость.
Письменная речь – на смену ручки приходит техническое устройство набора текста с помощью клавиатуры. Между тем графические особенности письма дают ценную информацию о пишущем. С особенностями почерка связываются особенности психического состояния и личностные особенности пишущего (графология).
2.Виды речи.
Речь человека бывает внешней и внутренней.
Внешняя речь – произносимая вслух речь, обращенная к другому человеку или к самому себе. Она чаще всего используется в общении с другими людьми.
Внутренняя речь – речь, произносимая для себя. Она выступает средством мышления и управления собственным поведением.
Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь включает в себя:
1-восклицание – не столько речь, сколько аффективная реакция, возникающая в ответ на неожиданные события. Возникает раньше всех и пропадает позже всех (дети, старики).
2-диалогическая речь – участвуют как минимум два человека. Может иметь две формы проявления:
- может представлять собой реакцию на получаемые от партнера сообщения (результат диалога непредсказуем).
- произвольно управляемый процесс общения, подчиненный определенному мотиву и определенной цели.
- общающиеся знают ситуацию общения.
- общающиеся могут использовать невербальные средства общения.
Последние два пункта определяют возможность грамматической неполноты в диалогической речи, так как смысл высказывания понятен общающимся из контекста и из невербальных сигналов.
3-монологическая речь – представляет собой повествование одного человека на заданную тему. Ее основными особенностями являются наличие мотива высказывания и общего замысла у говорящего. Эти два обстоятельства определяют психологические особенности высказывания, которые состоят в следующем:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.