Развитие восприятия связано также с освоением перцептивных действий. Вначале они выполняются развернуто во внешней форме, затем они сокращаются, изменяются и приобретают форму мгновенного акта усмотрения предмета в целом.
Исследования В.П. Зенченко и Рузской показали, что в структуру перцептивных действий входят следующие операции:
1-обнаружение объекта. С ее помощью осуществляется поиск и обнаружение объекта в поле восприятия.
2-различение. Представляет собой выделение в объекте свойств, необходимых для решения стоящей перед субъектом задачи.
3-опознание. Включает в себя 2 операции:
- идентификация. Соотнесение воспринимаемого объекта с эталоном, извлекаемым из памяти и их отождествление.
-категоризация. Отнесение воспринимаемого объекта к определенному классу и называние его словом.
В процессе развития восприятия у человека складывается целый алфавит оперативных единиц восприятия, отличающихся друг от друга содержанием и уровнем обобщенности. С помощью этих оперативных единиц восприятия человек создает образ объекта на яркие, наиболее понятные ему самому. А.В. Запорожец назвал этот процесс уподоблением объекта субъекту.
Свойства восприятия.
1..Предметность.
Предметность восприятия – отнесенность, полученных с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире и самих предметах.
Предметность восприятия выражается в том, что перцептивный образ осознается как образ материального предмета, независимого от нас. Эта отнесенность перцептивного образа к определенному предмету определяет сам процесс восприятия. Эта связь исследована эмпирически с помощью самых различных опытов. Прежде всего, это опыты, проведенные методом оптических искажений, которые осуществлялись с помощью специальных очков. При этом использовались следующие виды искажения:
- инверсия (смена ориентации верх - низ)
- реверсия (смена ориентации право - лево)
- переворачивание (инверсия + реверсия)
- смещение сетчаточного изображения на определенный угол
- обращение глубины (выпуклость, впуклость).
Первый опыт на инверсию провел Стрентон. В первый день наблюдался феномен двоения мира (перевернутые очки), то есть образы памяти не соответствовали перцептивным образам. На пятый день происходила моторная адаптация, то есть действия становились менее неосознаваемыми, то есть подсознания. Шестой день – мир воспринимается как стабильный. Восьмой день – после снятия очков возникало ощущение нереальности мира. Некоторые фрагменты образа казались инвертированными. В опытах с инверсией обнаружилось, что если в поле восприятия находились объекты, которые по своим свойствам не могут находиться «вверх ногами» (горящая свечка), то картина приобретала правильное положение.
Другой опыт – опыт с обращением глубины. Для обращения глубины используется прибор псевдоскоп. В нем то, что предназначено правому глазу, передается в левый глаз, а что левому – в правый. Отсюда обнаружилось, что хорошо известные объекты не обращаются в глубине. Показано, что предплечье обращается, а кисть – нет.
В эксперименте Столина установлено, что если наблюдать миску с подкрашенной жидкостью, то миска обращается, но если в миску положить предмет, то обращение не происходит.
Формирование предметности восприятия связано с практическими действиями. Совершая практические действия с предметами, ребенок приспосабливает их к особенностям, местоположению, форме предметов. В дальнейшем восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему действий, которые продолжают подчиняться практике.
Практическая деятельность ставит перед восприятием различного рода перцептивной задачи и всегда требует адекватного отражения действительности. Адекватность отражения и означает предметность восприятия.
2.Целостность.
Восприятие целостно, потому что оно отражает не отдельные изолированные свойства объекта, а отношения между ними. На целостность восприятия первыми обратили внимание гештальт – психологи, которые установили большинство фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.