- высказывание – совокупность смысловых групп, объединенных общим замыслом.
- программа высказывания должна предотвращать отвлечение слушателей от повествования
- в нем исключаются многократные повторения.
4-письменная речь – выступает в форме доклада, сообщения, повествования. Она является речью без реально присутствующего собеседника, хотя обращается к конкретному адресату. Должна учитывать особенности этого адресата. Мотив письменной речи определятся самим субъектом. Письменная речь не имеет невербальных средств выражения и происходит вне конкретной ситуации общения или деятельности. Поэтому в ней осуществляется полное использование грамматических средств.
3.Сиднификативная функция речи.
Сиднификативная – от «обозначать» (английский).
Первая функция заключается в том, что с помощью слова, речи обозначается что – то, предмет, его свойства, состояния, функция и тому подобное. Общение возможно в том случае, когда общающиеся одинаково понимают значение одного и того же знака.
Вторая функция – интеллектуальная. Она заключается в том, что речь является средством мышления. Речь используется, прежде всего, в словесно – логическом мышлении, но и другие виды мышления предполагают использование речи. Действие этой функции выражается в умении точно описать ситуацию, компактно излагать свои мысли, быстро улавливать мысль партнера, предвосхищать развитие темы разговора.
Третья функция – коммуникативная. Она состоит в том, что речь является средством общения. Это основная функция речи. С помощью речи человек выражает свои мысли, чувства, волю, то есть делится информацией, побуждает партнера к определенным действиям, удерживает от нежелательных действий и делится с ним своим чувством.
Четвертая функция – экспрессивная. Она состоит в том, что в речи человек выражает свое отношение к сообщенному содержанию, к своему партнеру, а также выражает свое эмоциональное состояние. Эта функция самая ранняя и проявляется в первом крике ребенка и присутствует до смерти. Умение управлять экспрессивной функцией речи является профессионально важным качеством в профессии типа человек – человек.
4.Формирование речевого высказывания.
Это процесс перехода от мысли к слову. Для понимания этого процесса нужно различать два понятия: значение и смысл слова.
Значение – объективное содержание слова, сложившееся в ходе истории развития общества.
Смысл – индивидуальное значение слова, которое связано с конкретной ситуацией, опытом говорящего. Смысл рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. Смысл соответствует мысли, исходному замыслу сказанного.
Программа превращения мысли в слова характеризуется следующими особенностями:
1-высказывание стимулируется мотивом. Мотив отвечает на вопрос, для чего я говорю.
2-формирование смыслового содержания будущего высказывания. На этом этапе смысл уже есть, а слов еще нет. По представлению Жинкина, этот смысл формируется в специальном универсальном предметном коде (УПК). УПК – особый язык интеллекта, который имеет невербальную природу. Это система знаков, имеющая характер чувственного отражения (образы, схемы, осязательные и обонятельные отпечатки реальности и тому подобное). УПК – интернациональный язык. В этом коде существует мысль любого человека. Он является основой понимания иноязычной речи.
3-трансформация смысла внутренней программы высказывания в синтаксическую схему будущего высказывания на конкретном языке.
4-грамматическое структурирование и отбор конкретной лексики.
5-реализация послоговой моторной программы внешней речи (артикуляция).
5.Восприятие (понимание) речи.
Воспринять и понять речь означает декодировать высказывание. Это движение от значения слова к смыслу высказывания. На процесс декодирования влияют языковые и внеязыковые факторы (знание об адресате, характер взаимоотношений между общающимися, невербальное поведение автора высказывания).
Понимание высказывания характеризуется следующими особенностями:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.