Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 28

5-состояние внимания сопровождается переживанием усилия напряженности, удивления, активности и поглощенности деятельности. Однонаправленность, большая степень внимания выражается в концентрации внимания. Концентрация требуют усилий со стороны человека, но есть еще одно состояние максимального внимания, которое не требует подобного усилия – «опыт потока». В этом состоянии субъект активен. Он ясно и четко осознает цели и результаты действий. Он испытывает наслаждение от процесса действия. Он счастлив, так как успешно действует на пределе своих возможностей (спуск по горным рекам, играющий на компьютере).

6-внимание выступает в качестве некоторого ограниченного капитала, в котором человек может распорядиться по своему усмотрению. Внимание увеличивает продуктивность и качество деятельности. Оно необходимо в критических ситуациях. При приобретении знаний, умений, навыков и так далее.

7-внимание может играть в деятельности человека отрицательную роль:

- оно может привести к разрушению сложной автоматизированной деятельности.

- феномен смыслового пресыщения. Многократное произнесение, письменное или мысленное воспроизведение текста приводит к утере смысла.

- произвольное внимание, требующее усилий, приводит к утомлению.

- концентрация внимания на определенных недугах может вызвать их проявление, но концентрация также может помочь выздоровлению.

- пассивность внимания позволяет рекламе и деятелям шоубизнеса манипулировать поведением людей.

- непроизвольное внимание может стать помехой общению.

2.Рассеянность.

Рассеянность проявляется в отсутствии внимания к объекту. Причины:

1- усталость, бессонница, головная боль, монотонная однообразная деятельность.

2- глубокая внутренняя концентрация. Это представляет собой мнимую рассеянность. Два вида мнимой рассеянности:

- поэтическая

- профессорская.

При поэтической рассеянности мысли текут неупорядоченно, их результат непредсказуем. При профессорской рассеянности ход мысли упорядочен, направлен на достижение какой – либо цели. Профессорская рассеянность имеет три проявления:

1-правильно начатая последовательность действий сбивается на привычную, но неправильную колею.

2-ошибки невнимания по ходу привычной, автоматизированной деятельности.

3-пустой взор, проявляющийся в том, что человек смотрит, не видя, читает, не вникая в смысл.

3- рассеянность как результат подвижности и отвлекаемости внимания. Внимание хаотически перемещается с одного объекта на другой. Данная рассеянность встречается у помехонеустойчивых детей, у паралитиков, при выполнении трудной и не совместимой друг с другом работы.

4-старческая рассеянность. Выражается в плохой переключаемости с недостаточной концентрацией. Интенсивность внимания у пожилых людей низкая, следовательно, такое внимание неэффективно.

5-выделяют также направленное невнимание. Оно выражается в игнорировании специфических действий, мыслей, чувств, восприятий. Невнимание распространяется на повторяющиеся события (тиканье часов). Мы избегаем мысли о предстоящей смерти, собственной ущербности, трудно сосредоточиться на банальных мыслях.

3.Виды внимания.

1-непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли человека, от его целей. Вызывается особенностями объекта, а не задачами субъекта. В зависимости от внутренних условий различают три разновидности непроизвольного внимания:

а) вынужденное внимание. Врожденное, естественное, инстинктивное внимание, которое вызывается следующими объектами:

- громкими звуками, сильной болью, ярким светом, то есть сильными раздражителями.

- движением. Человек обращает внимание даже на слабый прочерк падающего метеорита.

- вынужденное внимание вызывают различные ритмично повторяющиеся стимулы (капанье воды и так далее).

- внезапный, новый, неожиданный или странный стимул.