5-состояние внимания сопровождается переживанием усилия напряженности, удивления, активности и поглощенности деятельности. Однонаправленность, большая степень внимания выражается в концентрации внимания. Концентрация требуют усилий со стороны человека, но есть еще одно состояние максимального внимания, которое не требует подобного усилия – «опыт потока». В этом состоянии субъект активен. Он ясно и четко осознает цели и результаты действий. Он испытывает наслаждение от процесса действия. Он счастлив, так как успешно действует на пределе своих возможностей (спуск по горным рекам, играющий на компьютере).
6-внимание выступает в качестве некоторого ограниченного капитала, в котором человек может распорядиться по своему усмотрению. Внимание увеличивает продуктивность и качество деятельности. Оно необходимо в критических ситуациях. При приобретении знаний, умений, навыков и так далее.
7-внимание может играть в деятельности человека отрицательную роль:
- оно может привести к разрушению сложной автоматизированной деятельности.
- феномен смыслового пресыщения. Многократное произнесение, письменное или мысленное воспроизведение текста приводит к утере смысла.
- произвольное внимание, требующее усилий, приводит к утомлению.
- концентрация внимания на определенных недугах может вызвать их проявление, но концентрация также может помочь выздоровлению.
- пассивность внимания позволяет рекламе и деятелям шоубизнеса манипулировать поведением людей.
- непроизвольное внимание может стать помехой общению.
2.Рассеянность.
Рассеянность проявляется в отсутствии внимания к объекту. Причины:
1- усталость, бессонница, головная боль, монотонная однообразная деятельность.
2- глубокая внутренняя концентрация. Это представляет собой мнимую рассеянность. Два вида мнимой рассеянности:
- поэтическая
- профессорская.
При поэтической рассеянности мысли текут неупорядоченно, их результат непредсказуем. При профессорской рассеянности ход мысли упорядочен, направлен на достижение какой – либо цели. Профессорская рассеянность имеет три проявления:
1-правильно начатая последовательность действий сбивается на привычную, но неправильную колею.
2-ошибки невнимания по ходу привычной, автоматизированной деятельности.
3-пустой взор, проявляющийся в том, что человек смотрит, не видя, читает, не вникая в смысл.
3- рассеянность как результат подвижности и отвлекаемости внимания. Внимание хаотически перемещается с одного объекта на другой. Данная рассеянность встречается у помехонеустойчивых детей, у паралитиков, при выполнении трудной и не совместимой друг с другом работы.
4-старческая рассеянность. Выражается в плохой переключаемости с недостаточной концентрацией. Интенсивность внимания у пожилых людей низкая, следовательно, такое внимание неэффективно.
5-выделяют также направленное невнимание. Оно выражается в игнорировании специфических действий, мыслей, чувств, восприятий. Невнимание распространяется на повторяющиеся события (тиканье часов). Мы избегаем мысли о предстоящей смерти, собственной ущербности, трудно сосредоточиться на банальных мыслях.
3.Виды внимания.
1-непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли человека, от его целей. Вызывается особенностями объекта, а не задачами субъекта. В зависимости от внутренних условий различают три разновидности непроизвольного внимания:
а) вынужденное внимание. Врожденное, естественное, инстинктивное внимание, которое вызывается следующими объектами:
- громкими звуками, сильной болью, ярким светом, то есть сильными раздражителями.
- движением. Человек обращает внимание даже на слабый прочерк падающего метеорита.
- вынужденное внимание вызывают различные ритмично повторяющиеся стимулы (капанье воды и так далее).
- внезапный, новый, неожиданный или странный стимул.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.