Воображение представляет собой специфический человеческий вид деятельности. Он возник в трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность имеет уже направленный характер, то есть направлена на достижение цели. Цель – мысленно представляемый образ желаемого результата деятельности. Таким образом, любая деятельность человека, в первую очередь - трудовая, начинается с предварительного построения цели. Этот образ всегда носит сознательный характер и человек регулирует свою деятельность, соотнося результаты своих действий с намеченной целью, корректирует эти действия, добиваясь достижения цели.
Построение образа цели осуществляется с помощью воображения. Также с помощью воображения строятся образы прошлых и будущих событий. С помощью воображения создаются образы таких объектов, которых нет в природе, но облегчают процесс познания.
Основной функцией воображения считается обеспечение функции регуляции деятельности человека в окружающей среде с неполной определенностью. Человек то и дело оказывается в ситуации, когда у него не достаточно информации для принятия однозначного решения. Эту недостающую информацию человек достраивает с помощью воображения.
2.Виды воображения.
В зависимости от того, есть ли у человека намерение создать новый образ или нет, различают непроизвольное и произвольное воображение.
Непроизвольное воображение – спонтанное самопроизвольное возникновение новых образов. Оно имеет место, когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, во сне.
Произвольное воображение – имеет место, когда человек намеренно создает новые образы в связи с выполнением деятельности. Произвольное воображение может быть:
- активным (создание такого образа, который человек намерен реализовать в реальности в виде материального объекта).
- пассивным (создание образов без намерения воплотить их в реальность).
В зависимости от того, как строится образ, различают репродуктивное и творческое воображение.
Репродуктивное воображение имеет место, когда новый образ создается на основе описаний, сделанных другими людьми. Происходит это под впечатлением чтения книг, уроков, лекций и тому подобное. Эффективность репродуктивного воображения зависит от богатства представлений, которыми обладает человек.
Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов. При этом новизна может быть как субъективной, так и объективной. Объективный новый образ может быть вкладом в развитие науки, техники, искусства.
3.Приемы создания новых образов.
Воображение рассматривается как аналитико-синтетическая деятельность. Считается, что при создании нового образа вначале образ путем анализа расчленяется на отдельные части. Затем осуществляется синтез этих частей в новой комбинации. В результате и возникает новый образ. Создание новых образов осуществляется с помощью следующих приемов:
- агглютинация (склеивание).
- акцентирование. Подчеркивание определенных особенностей объекта – шарж.
- гиперболизация. Преувеличение количества деталей, размеров объекта (Змей Горыныч).
- аналогия. Образ создается по аналогии с некоторым объектом. Существует наука, построенная на аналогии (бионика). Она изучает живые системы для создания технических устройств по аналогии с ними (башня – ствол растения).
- типизация. Выявление общих и существенных свойств, присущих определенной группе объектов, и воплощение их в одном образе.
Мышление и речь.
1.Понятие речевой деятельности и речевого действия.
Речь – процесс передачи информации посредством языка. Язык – сложившаяся в общественной истории система знаков и правил их применения. Эта система знаков изучается лингвистикой.
Речь является психическим процессом. Как психический процесс она представляет собой процесс формулирования и передачи мыслей посредством языка. Она изучается психолингвистикой.
Речь как психическая деятельность имеет две формы проявления:
1-передача информации в общении (говорящий и слушающий или пишущий и читающий).
2-использование речи как средства мышления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.