2.дидуктивные умозаключения. Представляют переход от общего суждения к Логические формы мышления.
Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс: выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления, мысли, соотношение между отдельными мыслями.
В логике выделяют три логические формы мышления:
1-понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).
Существует множество способов введения понятий:
- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).
- указание того, что делает объект, каковы его функции.
- перечисление внешних признаков, которыми обладает данный объект.
- указание того, чем не является данный объект.
- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).
Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.
Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.
Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:
1-формирование понятий
2-строение понятийной сферы человека.
4.Суждение.
Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).
Они бывают: - истинные – соответствуют реальной действительности
- ложные – не соответствуют реальной действительности.
Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают:
1-единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова - отличница).
2.частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы - отличники).
3.общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).
5.Умозаключение.
Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений:
1.индуктивные умозаключения. Представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Al, Gu, Fe проводят электричество, они металлы, следовательно, металлы электропроводны). Эти умозаключения имеют прогнозтичесий характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, частному или единичному суждению (Сократ – человек, а все люди смертны, следовательно, Сократ смертен). Это силлогизм.
3.умозаключения по аналогии. Представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Маша и Даша – девушки. Маша любит пококетничать и Даша тоже кокетка).
6.Операции мышления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.