Шингаров предполагает, что если бы не было явления памяти, то были бы невозможны и другие формы отражения, так как само отражение предполагает сохранение в течение определенного времени следов воздействия на объект других объектов. Различным формам движения материи соответствуют определенные формы памяти. В живой природе благодаря генетической памяти происходит сохранение и передача из поколения в поколение свойств, присущих данному виду (строение тела, инстинкты, видовые способы поведения). Также передаются по наследству признаки, характерные для родителей.
У человека также имеется индивидуальная память, которая представляет собой закрепление, сохранение и воспроизведение опыта индивида. Опыт – это совокупность накопленных знаний, умений, навыков и привычек. Если бы у человека не было бы памяти, в каждой новой ситуации он оказывался бы беспомощным, как новорожденный. Благодаря памяти сохраняется самоидентичность личности, то есть ее устойчивость. Это делает личность определенной, предсказуемой.
Память является необходимым условием протекания всех остальных познавательных процессов. Благодаря памяти сохраняются следы воздействия сенсорных стимулов. При обработке поступающего сенсорного материала используются сенсорные эталоны - оперативные единицы восприятия, извлекаемые из памяти. В памяти хранятся необходимые для решения мыслительных задач различного рода сведения, алгоритмы действий.
2.Виды памяти.
Для классификации памяти используются разные обоснования:
1-длительность сохранения информации в памяти:
а) мгновенная. В ней информация хранится от доли секунд до нескольких секунд. В этой памяти хранятся следы сенсорных воздействий.
б) кратковременная. Информация обычно хранится от нескольких секунд до нескольких минут. Эта информация осознается человеком и может быть использована для регуляции поведения деятельности человека. Кратковременная память, обслуживающая текущие действие человека называется оперативной памятью. в) долговременная. В ней информация хранится годами ил всю жизнь. Благодаря ей человек может накапливать опыт. В ней информация хранится в неосознаваемой форме. Чтобы ее можно было использовать, ее необходимо извлечь и перевести в оперативную память.
2-характер сохраненного материала:
а) образная память. Представляет запоминание, сохранение и последующее воспроизведение образов. В зависимости от того, какой анализатор играет главную роль в получении и закреплении информации, различают следующие виды образной памяти:
- зрительная
- слуховая
- обонятельная
- тактильная и так далее.
б) словесно – логическая память. Представляет собой запоминание и воспроизведение слов, предложений, текстов или логических конструкций. Благодаря ей человек получает львиную долю тех знаний, которые он имеет.
в) двигательная память. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение движений. Благодаря ей человек формирует важные в жизнедеятельности навыки – речь, письмо, ходьба и так далее. г) эмоциональная память. Состоит в сохранении и последующем воспроизведении эмоций при воспринимании соответствующих эмоциональных ситуаций.
3.Процессы памяти.
1.Запоминание.
Это процесс памяти, который заключается в закреплении нового материала в памяти.
Разновидность – непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит само собой, без специальных усилий со стороны человека, т.к. у человека отсутствует цель запомнить что либо. Педагоги пытались использовать непроизвольное запоминание для обучения, т.к. оно не требует усилий и не утомляет. Однако оказалось, что :
- запоминается не все, а лишь то, что имеет характер цели в деятельности человека, то, что выступает в качестве препятствия (Смирнов, Зинченко);
- непроизвольное запоминание фрагментально и несистематично;
- низкая прочность запоминания.
Произвольное запоминание имеет место, когда человек составит специальную цель запомнить данную информацию. Как правило, оно требует определенных усилий со стороны человека и довольно утомительно. Различают несколько способов произвольного запоминания:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.