Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 12

Таким образом, движения глаз при стабилизации как бы замещают движения глаз при свободном рассматривании,  подобные движения получили название викарные (заместительные). Благодаря викарным движениям осуществляется анализ различных участков последовательного образа. Викарные движения были обнаружены в опытах, когда изображение предъявлялось на такое короткое время, что глаз не успевал совершать поисковые движения. Здесь викарные движения обеспечивают анализ следа изображения. Аналогичные движения глаз наблюдаются у людей во время сновидений. Таким образом, движение глаз выполняет не только функцию изменения зрительной стимуляции, но и функцию анализа. Американский психолог Хелд (1963) исследовал роль движений восприятия. Было известно, что если новорожденных животных держать в темноте в течение недели, у них возникают дефекты зрения, близкие к слепоте. Почему так происходит? Хелд проверил две гипотезы:

1-зрение нарушается из – за его неупотребления.

2-для развития восприятия не хватает зрительной стимуляции с активными движениями животных.

Он провел опыт с двумя котятами, которые росли в темноте и получали зрительную стимуляцию только в экспериментальной ситуации. В экспериментальной ситуации использовано сооружение типа карусели, которая имела форму барабана. Внутренние стенки ее были окрашены вертикальными черными и белыми полосками. Один котенок находился в люльке, а второй свободно передвигаясь, вращал все сооружение. Последующая проверка зрительной ориентации в пространстве показала, что зрительное восприятие формировалось только у второго котенка, а первый остался слепым.

Хелд провел опыт и со взрослыми людьми. Своим испытуемым он надевал очки, которые сдвигали изображение влево на 20о. испытуемым предлагалось попасть в темноте указкой в светящуюся точку. Те промахивались. Затем включалось освещение и испытуемые знакомились с помещением и его оборудованием. Однако одни испытуемые передвигались самостоятельно, а других возили в коляске. Затем повторяли пробу, то есть выключали свет и просили найти светящуюся точку. Оказалось, что те, сам передвигался, стаи попадать в точку, а кого возили – нет.

Восприятие человека исторично, то есть оно обусловлено не только условиями протекания деятельности, но и прошлым опытом субъекта. Об этом говорят факты, связанные с восстановлением зрения у слепорожденных. Несмотря на восстановление оптического аппарата, больше не способны к зрительному восприятию и различению предметов. Лишь через месяцы они начинают воспринимать внешний мир, но тускло и расплывчато. Грегори наблюдал человека, которому в 52 года было возвращено зрение (ослеп он в 10месячном возрасте). Долгое время зрительное восприятие этого человека было ограничено теми предметами, которые он узнал ранее путем ощупывания. Он так и не научился пользоваться зрением. В своих рисунках он не мог воспроизвести что – либо, что не знал через осязание.

В восприятии участвуют сенсорные эталоны – общественно выработанные системы сенсорных качеств. К ним относятся: шкала музыкальных звуков, фонемы родного языка, геометрические формы и так далее. Ребенок усваивает систему сенсорных эталонов с помощью взрослых и использует ее в качестве чувствительных мер. С их помощью ребенок осуществляет анализ окружающей действительности и систематизирует свой сенсорный опыт. Сенсорные эталоны являются результатом общественно – исторического развития человека, результатом его деятельности по выделению и созданию систем сенсорных качеств, необходимых для ориентировки в окружающем мире. Результат индивидуального усвоения сенсорных эталонов называют оперативными единицами восприятия (ОЕВ). ОЕВ – содержание, выделяемое субъектом при выполнении перцептивных задач. Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц восприятия. В результате группа случайных и частных признаков структурируется и образуется целостный признак. Оперативными единицами восприятия становятся образы предметов и даже перцептивные модели целых ситуаций. Это создает возможность одномоментного восприятия, не зависимо от количества признаков, содержащихся в предмете или ситуации. Пример: вначале оперативной единицей восприятия является буква, затем – слово, затем – словосочетание, фразы и смысл целого образа.